Євробачення 2022

Музыкальный журналист Игорь Панасов: об украинском Нацотборе, Евровидении и феномене Gо_A

Известный украинский музыкальный журналист Игорь Панасов в интервью сайту «Новое время» проанализировал украинский Нацотбор, который уже пять лет проходит в новом формате и дарит Украине дополнительный повод для гордости. Читайте самые интересные высказывания Игоря Панасова прямо сейчас!

Игорь Панасов: об украинском Нацотборе, Евровидении и феномене Gо_A

В феврале 2016 года телеканал СТБ и общественный вещатель UA:Суспільне впервые совместно провели Национальный отбор Украины на Международный песенный конкурс Евровидение в новом формате. За пять лет он стал настоящим фестивалем новой актуальной украинской музыки, помог украинскому зрителю узнать и полюбить ее. За это время на сцене Нацотбора выступили 60 исполнителей.

Украинский музыкальный обозреватель, директор по развитию музыкальной премии Yuna Игорь Панасов проанализировал феномен успеха Gо_A и роль в этом украинского Нацотбора на Евровидение.

Больше по теме: Екатерина Павленко об успехе на Евровидении-2021: Если бы не СТБ, этого всего не было бы

Игорь Панасов: об украинском Нацотборе, Евровидении и феномене Gо_A

Накануне финала Евровидения вы спрогнозировали победу Maneskin. Заметили ли вы какую-то тенденцию в выборе победителей за последние годы? И идет ли украинский Нацотбор в ногу со временем?

Никакой ярко выраженной тенденции на Евровидении я не вижу за последние годы, кроме того, что выбираются в победители артисты, которые отличаются как характер, личность, персонаж. Песня идет уже вторым планом. И это, на мой взгляд, отражает общую мировую тенденцию шоу-бизнеса: не музыка является ключевым параметром, по которому определяется нынешний сильный игрок в музыкальной индустрии, а человек ― личность, смыслы, образы, которые он несет с собой. Например, Билли Айлиш, последняя топовая мировая звезда, ― это же целый архетип, который выражает современного подростка, ищущего свое место в бурном мире и достаточно сильно страдающего во время этих поисков.

Если рассуждать в этом направлении, то, выбирая O.Torvald или Melovin, Украина и ее Нацотбор действительно следовали этому тренду. O.Torvald в 2017 году пели антивоенную песню в рок-ключе, абсолютно органично и гармонично, с собственным стилем, подачей и духом времени той страны, которую они представляют. И выделялись на фоне других участников.

Melovin ― один из немногих наших артистов, выросший из талант-шоу, которые у нас не производят звезд, если только участника не подхватил вовремя продюсер. Но чаще всего это не победители ― Alekseev, Tayanna, Kazka не выигрывали этих шоу, но выросли в статусе, так как начали сотрудничать с продюсерами и менеджерами. И вот на таком фоне Melovin становится звездой, и при этом он победитель «X-Фактор», то есть это особая фигура. Его победа на Нацотборе свидетельствовала о том, что жюри вместе со зрителями в сумме сошлись на том, что этот герой достоин права представлять страну.

Поэтому в большинстве случаев, мне кажется, наш Нацотбор идет именно за этим трендом: необычный, яркий, насыщенный персонаж и история, стоящая за ним, или история больше за самого персонажа, как в случае с O.Torvald или Джамалой.

Игорь Панасов: об украинском Нацотборе, Евровидении и феномене Gо_A

Часто можно услышать претензии, почему мы не отправляем на Евровидение известных исполнителей? Те же Go_A вызвали огромный негатив на себя, когда выиграли Нацотбор: мол, кто это? Учитывая европейское послевкусие от выступления Gо_A, которое продолжается до сих пор (первые места в рейтингах Spotify, Amazon Music, Apple Music, попадание в чарт Billboard), это выигрышная тактика  ― выбирать неизвестных, малоизвестных исполнителей ― или все-таки нет?

Здесь достаточно простой показатель, чтобы понять, выигрышная или невыигрышная тактика. Мы смотрим на занятые места и понимаем, что, грубо говоря, раз на раз не приходится. То есть именно этот обновленный Нацотбор выбрал в свое время Джамалу, которая поехала и выиграла. Именно этот Нацотбор выбрал в свое время O.Torvald, который занял 24-е место из 26. Этот же Нацотбор выбрал Go_A, которые заняли почетное пятое место и сделали такой фурор, что вся страна гордится ими. Melovin страна тоже гордилась, но он занял 17-е место. Это говорит о том, что тактика не выигрышная и не проигрышная. Все зависит от того, попадает артист, выбранный нами, в общее настроение европейских телезрителей, ситуативный дух времени, потому что многое зависит от настроения людей, которые голосуют.

Если не искать сейчас теории заговоров и не пытаться мыслить геополитикой (хотя трудно не думать геополитикой в ​​связи с Евровидением), значит, у людей, которые являются экспертами, смотрят и оценивают номера, больше претензий к украинским артистам, чем у слушателей. Получается, наши артисты умеют захватить сердца людей, умеют понравиться аудитории. Но при этом они недостаточно убедительны для экспертов шоу-бизнеса из разных стран, которые привлекаются для голосования.

Я сейчас не буду делать выводы из этого, это просто мысль, которую имеет смысл обсуждать, в том числе и организаторам нашего Нацотбора.

Больше по теме: Пять причин, почему нацотбор на Евровидение стал главным музыкальным событием Украины

Игорь Панасов: об украинском Нацотборе, Евровидении и феномене Gо_A

Какую роль играет Нацотбор на СТБ для украинской музыки в целом?

Украинское телевидение практически не уделяет внимания артистам, которые создают свой собственный контент и находятся на начальном этапе своего развития. Телевидение берет либо звезд, которые уже состоялись, и показывает их сольники или сажает их в кресла талант-шоу; либо берет исполнителей каверов, которые приходят и занимают весь прайм-тайм в эфирах телеканалов, выполняя всем известные песни. Мне эта логика понятна, это логика телевидения, она такова во всех странах абсолютно, потому что талант-шоу не производят мировых звезд ни в Америке, ни в Великобритании, ― я имею в виду массово. Есть исключения вроде группы One Direction, но преимущественно ― нету, телевидение решает свои задачи.

И только в случае с Нацотбором и его нестандартным форматом происходит симбиоз одного и другого. С одной стороны, мы получаем шоу, в которое вовлекается огромная многомиллионная аудитория, потому что Евровидение у нас как формат, как площадка очень популярно, когда переживания за страну на Евровидении можно сравнить с переживанием за сборную Украины по футболу на Евро. А с другой стороны, это узкий, маленький медийный коридор для артистов, которые и мечтать о таком не могли в своей обычной жизни. Я имею в виду группы PUR: PUR, Vivienne Mort, ЦеШо, Aghiazma и многие другие. Воспользуется артист этим медийным вниманием или нет, зависит во многом от него, его команды и умения конвертировать информационную активность в концертную и т. п. Но, главное, он получает такой шанс.

Рома Бахарев с Bahroma (один из участников Нацотбора 2019. ― nv.ua) рассказывал мне, что сразу же после Нацотбора количество концертов растет, появляются промоутеры, которым доходит, что есть такая неплохая группа, оказывается. Они, видимо, после выступления слушают альбом, смотрят на просмотры клипов и понимают, что это, в принципе, неплохой артист для клуба на 200―300 человек в каком-то областном центре, не обязательно миллионнике, а это значит, пусть и немного, но можно заработать на нем. Ведь такого артиста проще продавать, потому что его показали по телевизору в прайм-тайм, а если он еще и вышел в финал, так вообще.

Или возьмем более свежий пример, группа Tvorchi с последнего Нацотбора. Я не мог себе представить, что они должны сделать, чтобы их увидели сразу одновременно миллионы украинцев. Для таких музыкантов у нас нет «лифтов» в музыкальной индустрии, в медийном пространстве, поэтому Нацотбор, который проводят СТБ и UA:Суспільне, в этом смысле абсолютно уникален. Он дает шанс показать себя, заявить о себе и, собрав, грубо говоря, пять-десять тысяч новых поклонников, которые поверили в тебя благодаря этим эфирам, увеличить свою собственную, назовем это умным словом, капитализацию на рынке.

Нацотбор помогает проявить себя как артисту и как личности. Потому что во время того же общения с ведущим конкурса Сергеем Притулой проявляется характер конкурсанта, а это тоже важно. Многим не нравится, что Притула прессует артистов вопросами, и речь не только о вопросах про Крым. А мне нравится, как он вступает во взаимодействие с музыкантами и дает им раскрыться за три минуты общения.

Вообще, Притула в роли ведущего Национального отбора ― это просто идеальное сочетание развлекательного и серьезного. Он умеет давать нужный контент, выжимать полезную информацию и из членов жюри, и из артистов. Я уже молчу о том, как он умеет в паузах между включениями прямого эфира общаться с залом. Зрители все время находятся в приподнятом настроении, в ДК КПИ царит атмосфера праздника и предчувствие яркого соревнования.

Поэтому, собственно, это главная польза, которую приносит Нацотбор украинской музыкальной индустрии и которой больше не дает ни один телепроект на топовых каналах. Нишевые каналы не могут дать такие охваты и бонусы, которые получает артист во время эфиров Нацотбора на СТБ.

Игорь Панасов: об украинском Нацотборе, Евровидении и феномене Gо_A

Сколько имен открыл Нацотбор аудитории за эти годы?

Думаю, что те феноменальные успехи, которые последние пять лет показывает группа The Hardkiss, отчасти связаны с 2016 годом, когда они были среди фаворитов Нацотбора. Сейчас уже многие об этом и не помнят, наверное. И маленькая вставка на украинском языке в конкурсной песне «Helpless» стала переходным звеном между почти тотально англоязычным творчеством The Hardkiss и преимущественно украиноязычным. Ведь именно весной 2016 года, через несколько месяцев после Нацотбора, The Hardkiss выпустили песню «Антарктида», и начался новый этап в их карьере. И теперь песни на украинском составляют 60―65% репертуара группы.

Открытие 2017 ― это Vivienne Mort, конечно же. Понятно, что эта группа все равно была и остается нишевой, но благодаря Нацотбору, услышав их песню, огромное количество людей написало в соцсетях: «Ничего себе, у нас есть такая группа?!». Я думаю, что это повлияло на то, что уже в 2018-м Vivienne Mort впервые смогли выступить с аншлагом в «Октябрьском» в Киеве.

Melovin тоже стал открытием, потому что аудитория, которая смотрит «X-Фактор», уже, чем та, которая смотрит Нацотбор. Поэтому думаю, для Melovin, безусловно, победа в Нацотборе стала значительным скачком.

MARUV в 2019-м, конечно, очень заметной стала благодаря Нацотбору. И не только из-за скандала, а вообще из-за своей нестандартной артистической стилистики. Наверное, еще Tvorchi ― их успех мы видим по результатам премии YUNA 2021. (Группа получила три награды Yuna: Лучшая поп-группа, Лучший альбом, Лучший электронный хит. ― nv.ua). Понятно, что пандемия повлияла на их развитие, если бы у них были концерты весь 2020 год, они бы заработанный на Нацотборе капитал быстро конвертировали в концерты, фестивали, но, к сожалению, не получилось. Группа выпустила альбом и несколько клипов, я рад, что эксперты это заметили, оценили и проголосовали за них.

Ознакомиться с полной версией интервью можно ЗДЕСЬ.

Напомним, в 2020 году коллектив Go_A стал победителем Национального отбора на Евровидение, который совместно проводят телеканалы СТБ и UА: ПЕРШИЙ. О том, как телеканал СТБ и музыкальный продюсер Нацотбора Руслан Квинта нашли группу, читайте ТУТ.

Поскольку из-за пандемии конкурс был перенесен на год, по решению организаторов Нацотбора Go_A представили Украину на Евровидении-2021. Впервые за все время участия в конкурсе Украина прозвучала на Евровидении полностью на родном языке. Телеканал СТБ обеспечил полную подготовку Go_A к выступлению на Евровидении: взял на себя все расходы, связанные с созданием, производством номера и съемкой резервного видео.

Больше по теме: «Шум» группы Gо_A занял второе место в чарте 50 Viral Spotify в США

Читайте нас также в Viber і Telegram СТБ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: