Женя Клопотенко о том, как выбросить «совок» из холодильников
Советская эпоха убила творчество – а кулинария и есть творчество – оставив во всем только прямые линии и серые тона. Нас лишили даже выбора продуктов.
Задумывались ли вы когда-нибудь о том, что по нашему внешнему виду можно понять, что и как мы едим? Например, при виде вечно печального и угрюмого человека вы можете представить его обед? Можете ли вы представить, что еду он поглощает с большим удовольствием, наслаждаясь каждым кусочком? Я не могу. Сразу думаю о том, что его стандартный прием пищи: слипшиеся макароны с переваренными сосисками. А почему так? Потому что для него еда – лишь топливо, не более того. Серая жизнь – серая еда, все просто. Ведь, по сути, еда – отражение нас самих, того, как мы живем и что мы чувствуем. Любить жизнь – это радоваться мелочам, привносить яркие краски, используя любую возможность, включая кулинарию. Еда влияет эмоциональное состояние и наоборот – наши эмоции определяют то, что мы едим. Чувствовать вкус во всем – это стиль жизни. Именно поэтому культура питания так важна. Но что это такое?
Культура – определенный набор правил, по которым существует общество. А культура питания – нормы употребления еды, образовавшиеся среди определенной группы людей. Это то, как мы выбираем продукты, сочетаем их, готовим и подаем.
До революции наша страна, как и весь мир, постепенно развивалась в определенном направлении. Мы готовили из того, что у нас растет, формируя и разрабатывая собственную, особую кухню. Но потом Советский Союз, возведя железный занавес, в один момент остановил это развитие и начал давить на все, выжимая соки. Я считаю, что та эпоха убила творчество (а кулинария и есть творчество), оставив во всем только прямые линии и скучные серые тона. Советский Союз заставил людей быть одинаковыми: работать, готовить, думать и жить только так, как им сказали. И в человеке не осталось ни капли личности, оригинального «я», его лишили даже выбора продуктов.
Смотрите Мастер Шеф Украина 6 сезон — прямо сейчас!
К примеру, то, что мы традиционно называем «зажаркой» во Франции, помимо лука и моркови, готовят с добавлением сельдерея и томатной пасты. И блюдо становится ярче, ароматнее, вкуснее. А мы просто выбросили сельдерей. Убрали из картины одну из красок, сделав ее блеклой, неинтересной.
Мы ставим в центр стола ананас, а рядом зажаренную рыбу, родившуюся уже замороженной
После 1991-го двери открылись, расширив наши возможности, а культура обогатилась новыми веяниями, но внутри мы остались все те же. Изменился внешний вид, но не сознание. И еда осталась той же. Мы по-прежнему мелко нарезаем овощи в салат, позволяя им стекать и образовывать лужу в тарелке. Мы по-прежнему добавляем во все тонны невкусного, вызывающего изжогу, магазинного майонеза. Мы по-прежнему ставим в центр новогоднего стола ананас, а рядом с ним – зажаренную в кляре рыбу, родившуюся уже замороженной. И «Мимозу», где странно пахнущий жир из рыбных консервов, смешиваясь с майонезом, пропитывает каждый ингредиент. И по-прежнему трясемся над баночкой красной икры, считая ее непозволительной роскошью.
До сих пор наши головы забиты совковыми правилами питания. Мы не знаем наверняка, что является именно нашей едой. А ведь по всему миру люди влюблены в свои продукты и рецепты. Итальянцы со страстью говорят о пасте, французы с трепетом придумывают новый крем для эклеров. Они точно знают истинный, оригинальный и неподдельный вкус своей страны, ее отличительную черту, позволяющую иностранцам распознавать ту или иную кухню.
Я очень хочу вернуть эту культуру и Украине. Взять местные продукты и готовить их по-нашему. Готовить так, как нравится, а не так, как нам навязали. Конечно, ничего не изменится мгновенно, это нужно четко осознавать. Но необходимо с чего-то начать.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: Мастер-класс Евгения Клопотенко для участников шоу МастерШеф — 6
Я начал с выбора четырех ключевых сегментов жизни любого человека, связанных с его едой. Первый – сфера общественного питания. Ведь есть же нормальные кафе и рестораны, а есть все эти ужасные заведения, в которых по-прежнему неустанно дышит Советский Союз.
Второй – повара. Зачастую наши рестораны такие плохие не потому, что у директоров плохая задумка, а потому, что нет опытных ребят. Поваров нужно обучить, чтобы они могли и хотели создавать нечто новое, более качественное.
Третий сегмент – детское питание в школьных столовых. У человека с детства формируется представление о питании, о том, каким оно должно быть. Если ребенок видит только гуляш и манку, откуда ему взять стремление к чему-то другому? Еда должна быть полезной, вкусной, аппетитной на вид. В этом и есть смысл еды – удовлетворять нас как физически, так и эмоционально, а не вызывать разочарование и отвращение, которые периодически подступают комом к горлу.
И четвертый, один из самых важных сегментов, – это то, что мы едим дома, начиная с детских лет и заканчивая взрослой самостоятельной жизнью.
Со всеми этими четырьмя сегментами нужно работать. Предлагать новые рецепты, вместе изучать новые вкусы, рецепты, продукты. Вместе смотреть и убеждаться в том, что если отваренную в молоке цветную капусту взбить в блендере, получится божественно вкусное и нежное пюре. А запеченная в духовке, а не отваренная по привычке, свекла имеет более насыщенный, более яркий, более сладкий вкус. Шампиньоны не обязательно чистить, заморачиваясь с их приготовлением – их можно сразу жарить, тушить и даже просто есть сырыми.
Я могу привести еще сотню подобных примеров, но предлагаю вам присоединиться ко мне. Давайте пересмотрим содержимое своих холодильников, выбросим майонез и будем вместе находить новую, свежую и вкусную украинскую кухню.
Источник: nv.ua
[vote id=65699]