Вакарчук, Макаревич, Вишневский рассказали о Второй мировой в социальной кампании «Чтобы помнили»

Телеканал СТБ

Нас учили называть эту войну «Великой отечественной». Сейчас мы переучиваемся говорить «Вторая мировая». На телеканалах СТБ, Новый, ICTV, M1 запущена вторая часть социальной кампании «Чтобы помнили». Об уроках войны говорят лидеры мнений из разных стран.

Авторами идеи стали руководители творческих объединений СТБ Тала Онищук и Ксения Бугримова. По словам создателей, они обращались с предложением принять участие в кампании ко многим лидерам мнений из разных стран, но получали отказы: публичные люди не хотели, как им казалось, быть «замешанными в политике». Если украинский телеканал сегодня снимает о Второй мировой, то это обязательно политика, – такой была распространенная логика. Мы признательны Андрею Макаревичу, Янушу Вишневскому, Святославу Вакарчуку, что они понимают общечеловеческий ракурс этой темы и делятся своими неполитическими мыслями о ней.

Schob_Pamyataly_SLM2015

Тала Онищук: «Мы долго искали, прислушивались к себе, пытались нащупать, о чем именно нам хочется сказать людям в годовщину дня великой победы. И поняли, что самое важное – это напомнить о тех страшных уроках, которое человечеству пришлось выучить в этой войне. Напомнить о том, насколько это страшно. Какая большая беда случилась. Какой кровавой ценой дались людям эти уроки. В Украине нет семьи, которую бы не затронула война. И это не просто расхожая фраза. Погиб каждый пятый украинец – в каждой семье кого-то оплакивали. Это то, о чем нельзя забывать, как нам кажется. Поэтому были выбраны те, чье слово заставит многих и очень разных зрителей задуматься, а не отмахнуться от очередного социального ролика».

Творческая группа подчеркивает, что каждый из участников кампании «Чтобы помнили» – это эмоциональный проводник, который пропускает через себя все, о чем говорит, переживает каждое событие, каждый факт, каждую цифру и понимает, что стоит за каждым словом. Именно это и легло в основу идеи серии «Уроки войны».

Россия представлена в кампании Андреем Макаревичем. Вопрос, который поднимает Андрей в ролике: «В какой момент Гитлер решил, что ему все сойдет в рук? В 38-м году, когда он напал на Чехословакию, а мир как бы и не заметил? Или в 39-м, когда Советский Союз подписал с Германией пакт о ненападении, и они вместе раздерибанили Польшу?».  В той войне мир потерял 54 миллиона человеческих жизней, напоминает Андрей Макаревич, и это – результат подхода «меня не коснется».

Польский писатель Януш Вишневский называет самым страшным уроком Второй мировой концлагеря. Он приводит количество нашедших в них смерть людей, это тысячи и миллионы: «Крізь всі концентраційні табори Європи, такі як Заксенхаузен, Бухенвальд, Дахау, Собібор, Берген-Бельзен, пройшли 18 мільйонів людей, вижили ж лише 7 мільйонів».

Святослав Вакарчук поднимает тему потерь среди мирного населения в Украине: «За роки Другої світової війни загинув кожен п’ятий українець. Всі ті, хто щиро боровся проти нацизму, заслуговують на нашу пам’ять і шану. Незалежно від того, під якими прапорами вони виходили на свій смертний бій».

Татьяна Пастушенко, к.и.н., старшый научный сотрудник отдела истории Украины периода Второй мировой войны Института истории НАН Украины: «Наши представления о Второй мировой войне в Украине – что погибали на фронте. На самом деле, наибольшее количество людей – украинские евреи, советские военнопленные – погибали без оружия в руках, были безжалостно расстреляны в поле неподалеку от своего родного города или села, умерли от голода и болезней за колючей проволокой лагеря».

Ролики завершаются красным маком – символом памяти жертв всех военных и гражданских вооружённых конфликтов и словами «Чтобы помнили». Таков призыв и первого ролика социальной кампании StarLightMedia ко Дню памяти и победы 2015 – «Ветераны». Первая часть кампании стартовала в эфире 24 апреля, вторая часть – 1 мая, завершить планируется 11 мая 2015 года. К эфиру готовятся еще два ролика из серии «Уроки войны», одного украинского и одного зарубежного лидеров мнения.

Svyatoslav_Vakarchuk_Schob_pamyataly_SLM_2015_1

Первая часть социальной кампании «Чтобы помнили» ко Дню памяти и победы, созданная в SLM, называется «Ветераны». В ней показаны воспоминания и чувства тех, кто действительно прошел Вторую мировую войну, участников боев и узницы концлагеря.

Съемочная группа «Уроков войны»

Режиссер-постановщик – Ксения Бугримова

Режиссер – Людмила Мельник

Сценарист – Тала Онищук

Оператор – Андрей Евстратенко

Пост-продакшн – Максим Лысенко, Александр Сербин, Павел Лебедев.