Осторожно, воры ЖЭКа! Когда вы не обязаны платить?
Вы решили установить счетчики, чтобы сэкономить на коммунальных платежах? Тогда вам просто необходимо знать, как вас могут обмануть коммунальщики – иначе вы просто разоритесь на платежах по счетчику. Советами поделился юрист Михаил Присяжнюк.
Коммунальные службы часто злоупотребляют незнанием людей и зарабатывают деньги, особенно на установке и проверке квартирных счетчиков. Например, ЖЭКи совместно с «дружественными» фирмами уверяют жильцов в экономической целесообразности заменить счетчик вместо его плановой проверки. Ведь по закону мы должны платить только за установку счетчиков, а их проверка должна производиться бесплатно. В первую очередь, жильцы должны знать, за что платят деньги коммунальщикам. За этой информацией каждый может обратиться в свой ЖЭК, где жильцу обязаны предоставить акты выполненных работ, наряды, договоры, накладные… Жековцы «умудряются» незаконно заработать на коммунальных услугах, которые должны предоставлять жильцам бесплатно. И это при наличии квартирных счетчиков.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Экономим более 50 грн на электроэнергии!
Переплата за некачественные коммунальные услуги
«Это распространенная уловка жэковцев, – говорит Михаил Присяжнюк. – И проблема, с которой часто сталкиваются жильцы. Добиться перерасчета от ЖЭКа, если из крана горячей воды течет теплая, вполне реально. Особенно, если у вас установлены счетчики на воду».
Многие не знают, какой температуры должна быть горячая вода. Она считается горячей, если ее температура непосредственно из вашего крана составляет не меньше 50 градусов. Только в этом случае вы оплачиваете тариф полностью. Если по истечении двух минут после того, как вы открыли кран, температура горячей воды не соответствует норме, должен проводиться перерасчет!
Если температура воды снижается до 45-49 °С, оплата уменьшается на 10% за весь срок отклонения от нормы. Если вода прогревается всего до 40-44 °С, то вы должны заплатить за нее меньше на 30%. Если температура воды ниже 40 градусов, то она оплачивается по тарифам холодной.
Как измерить температуру воды? Позвоните в ЖЭК и скажите, что из вашего крана горячей воды течет холодная. Его работник обязан прийти, проверить и засвидетельствовать этот факт, составить акт-претензию и подписать его вместе с вами. После этого он выдаст вам специальный документ о качестве предоставляемой услуги, на основе которого и будет произведен перерасчет.
Если через два дня представитель не явится к вам, составляйте такой акт самостоятельно. В свободной форме опишите проблему с горячим водоснабжением. Пишите все подробно – что у вас уже месяц из крана вместо горячей воды течет холодная, что у вас стоят счетчики, которые наматывают свой тариф. Ставьте дату и подпись. Имейте в виду, что документ считается действительным, если он подписан минимум двумя свидетелями. Это могут быть ваши соседи. Затем берете этот акт и несете его в ЖЭК. Там его должны зарегистрировать. Попросите вам сделать его копию. В течение трех рабочих дней ЖЭК должен решить вопрос о перерасчете платежей или выдать вам письменный обоснованный отказ.
В случае отказа воспользуйтесь горячей телефонной линией, которые являются службой помощи местной власти. Такие call-центры сегодня есть практически при каждой районной администрации и работают они круглосуточно. Позвоните туда со своей жалобой. Там зарегистрируют вашу проблему, и сразу же начнется работа по ее решению. Обычно звонки с жалобами в местные call-центры решают подобные вопросы с ЖЭКами в течение нескольких дней.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как побороть волнение перед экзаменами? Только проверенные методы!
Еще выручит горячая линия Министерства коммунального хозяйства. Телефон (044) 284-06-28 с понедельника по пятницу з 14:00 до 16:00. Кроме того, там вы можете узнать день и время, когда на горячей линии будет дежурить кто-то из замов министра. Это происходит регулярно раз в неделю. Они отвечают на вопросы, фиксируют жалобы. И если ваш ЖЭК получит запрос из Министерства, то вашу проблему очень быстро решат. Но сначала попробуйте предупредить начальника ЖЭКа о намерении обратиться в Министерство – уже одно это заставит его пересмотреть свое решение в вашу сторону.
ЖЭК незаконно берет деньги за проверку счетчиков
«Не надо никуда везти прибор самостоятельно, а тем более платить за его поверку, – говорит Михаил Присяжнюк. – Позвоните в водоканал и расскажите, что вы получили такую бумагу из ЖЭКа. Сфотографируйте ее, если есть такая возможность. Поставщики коммунальных услуг будут самостоятельно выяснять с вашим ЖЭКом вопрос поверки счетчика, потому что требования коммунальщиков в такой бумаге незаконны».
Водоканал создаст комиссию по проверке этой ситуации, потому что это в его интересах узнать, кто решил нажиться на «воде». Коммунальщик, который распорядился разослать такое распоряжение жильцам, получит выговор в личное дело. После двух таких дисциплинарных наказаний, он будет уволен и не сможет устроиться на работу в жилищно-коммунальной сфере.
Если мастер требует деньги за проверку прибора, то вы потребуйте у него квитанцию, в которой будет указано, что вы оплатили 99 гривен за периодическую проверку счетчика. Такой квитанции у него не будет, ведь эта услуга включена в ежемесячные коммунальные платежи. Тот, кто поставил счетчик, тот и отвечает за него. Жильцы не должны самостоятельно отвозить на поверку приборы учета услуг как общедомовых, так и квартирных. Но очень часто вопреки закону коммунальщики перекладывают свои обязанности на жителей и «наживаются» на незнании людей.
Пока счетчики проверяют, вы платите среднюю цену. Счетчик должен находиться на поверке не более 7 дней. По истечению срока, если вам вовремя не вернули счетчик, сфотографируйте то место, где он должен быть установлен и проследите, чтобы на этой фотографии была зафиксирована дата съемки. Пишите обращение на имя руководства водоканала и вкладывайте туда фотографию. Попросите соседей подписаться под вашим обращением. Оформляйте такое же письмо на имя начальника ЖЭКа и высылайте по почте – заказным письмом с уведомлением о вручении. Такая отправка сегодня стоит 3 гривны 50 копеек. Заявление должно быть рассмотрено не позже, чем через 15 дней. В-третьих, оплатите счета за воду по общим тарифам. В следующей квитанции водоканал пересчитает вам оплату за воду.
ЖЭК незаконно берет деньги за замену счетчика
«По закону вы имеете право на бесплатную установку газового счетчика до 2018 года, – говорит Михаил Присяжнюк. – Если ваш счетчик сломался, не спешите отдавать за его замену деньги. Сначала необходимо узнать причину поломки счетчика. Пригласите эксперта из Национальной комиссии, которая осуществляет регулирование в сфере энергетики. Он проведет экспертизу и составит акт о причине поломки счетчика газа. Если в документе будет указана не ваша вина, тогда газконтора обязана заменить прибор бесплатно. Также вы не должны платить за замену счетчика по причине заводского брака или других объективных повреждений».
В утвержденные тарифы за потребленный газ входит стоимость обслуживания приборов учета газа. Газовая организация должна не браковать счетчик, а отремонтировать. А если же не получится отремонтировать, тогда представитель газконторы должен вам выдать документ, что данный счетчик ремонту не подлежит, и бесплатно заменить его новым.
ЖЭК незаконно зарабатывает деньги на установке счетчиков
«Используйте «народный» метод. Немного «припугните» коммунальщиков. Например, сообщите начальнику ЖЭКа о том, что у вас есть хороший друг – юрист, который вас уже проконсультировал, как правильно обращаться в прокуратуру за решением этого вопроса. Покажите коммунальщикам, что вы знаете свои законные права, вы знаете, как себя защитить», – говорит Михаил Присяжнюк.
Попросите ЖЭК дать вам письменное юридическое обоснование, почему вам отказано в установке вашей модели счетчика. Если вам отказали устно, тогда направьте в ЖЭК на имя начальника заказное письмо, на которое ЖЭК должен будет дать ответ в течение 15 дней. Имея такие запросы от жильцов, в большинстве случаев, ЖЭКи отступаются.