«Мы за одну за ночь меняли костюм с темного на светлый», – Дмитрий Курята
Как за несколько часов создаются сотни костюмов для шоу «Танцюють всі!»? Как семиметровая юбка выдержала испытания огнем, кто побеждает в спорах о нарядах с ведущими? И куда деваются костюмы после всех шоу? Об этом и о многом другом специально для tochka.net рассказал художник по костюмам телеканала СТБ Дмитрий Курята.
Именно он одевает судей, ведущих и участников таких популярных шоу, как «Танцюють всі!» и «Україна має талант».
Когда вы работаете с танцорами, вы им предоставляете один образ или несколько вариантов на выбор?
Я вывел для себя формулу, как мне удобнее разрабатывать костюмы для «Танцюють всі!». Идет работа с хореографом, я приезжаю на репетицию. Я вижу танцоров, смотрю куски хореографии, технику. Бывают такие случаи, когда костюмом нужно помочь человеку – скрыть какие-то недостатки. Либо, наоборот, подчеркнуть изящество линий. Свои эскизы я рисую непосредственно на репетиции. После мы обсуждаем с хореографом, что хотелось бы. Есть идея номера, ее нужно выразить костюмом номера.
Бывает, когда хореографы хотят запутать зрителя. Вот у нас будет на первом эфире образ «девушки мечты», но при этом хореограф хочет, чтобы она была в сереньких шортиках, футболочке. Тогда я объясняю, что это не фильм, где она может и в красном платье выйти, и в нее все влюбятся, а зритель просто увидит девочку в серых шортах. Нужно хотя бы маленькими акцентами об идее рассказать.
Еще очень часто бывает такое, что хореографы меняются, сезоны меняются, а идеи пересекаются. Хореограф представляет образ по-своему, а я понимаю, что мы это сделали уже пять раз в разных модификациях, поэтому надо сделать еще что-то новое и интересное.
Иногда происходит ЧП на съемочной площадке, и костюм приходится переделывать или исправлять. Как с этим справляетесь?
Случаи, конечно же, бывали. Было такое, что наш суперфиналист Родион танцевал танго о Медузе Горгоне, у него была довольно-таки крупная партнерша, и рядом с ней он выглядел не очень выгодно. Мы за ночь меняли костюм с темного на светлый.
В этом помогает нам ателье, которое также болеет и переживает за проект. Они идут нам на уступки, входят в наше положение и переделывают-перешивают костюмы.
Порванный костюм зашивается – это не самая главная проблема. Есть и оборудование для того, чтобы это зашить в срочном порядке. Как правило, менялся костюм в связи со сменой концепции номера. Либо когда мы видели, что парень невыгодно выглядит в этой одежде, как, например, с Родионом. Мы не любим такие форс-мажоры, но мы к ним готовы.
Вы готовили специальные костюмы к экстра-испытаниям? Ведь они были очень сложные. Подбирали ткань, чтобы они защищали человека?
Да. Для огня мы специальные костюмы шили, которые помогали танцорам справляться с заданиями. Советовались с пожарными, вспоминали опыт работы на шоу «Україна має талант» с фаер-шоу. Мы уже знаем, какие нужно делать костюмы, чтобы они не горели. По крайней мере, с минимальными потерями, если вдруг там ожог или нечто подобное.
Были использованы натуральные материалы, так как синтетику нельзя использовать, если человек работает с огнем. Она сразу прилипает к коже и вклеивается, если загорается. Натуральная ткань горит, и ее можно потушить.
Также мы обрабатывали костюмы специальной жидкостью. Это была довольно-таки трудоемкая работа, поскольку у девушек были длинные платья, юбка в диаметре 7 метров, и их нужно было все обработать.
Из всех трех испытаний мы подготовились только к вальсу в огне и танцу в воде. Мы заранее знали, как это будет и где. Использовалась ткань, которая бы нормально выглядела в воде. Девушки и прыгали, и в прыжках важно, чтобы ткань развевалась, создавалась дополнительная амплитуда. Мы использовали специальную сетку, которая создавала нужный эффект.
Нам важно, кроме картинки, еще и здоровье, поэтому сетка и костюмы быстро сохли. Секрет костюмов в том, чтобы это выглядело красиво и удобно одновременно.
Какие костюмы стали самыми дорогими за время вашей работы на СТБ?
На сегодняшний день на телеканале СТБ проект «Танцы со звездами» был самый тяжелый в том, что касается костюмов. Все костюмы были из специальной профессиональной ткани, она достаточно дорого стоит, плюс декор.
Особенно это касается наших звезд – Анфисы Чеховой, Натальи Бочкаревой. Они были приятно удивлены и отметили, что работая на аналогичном проекте в Москве, у них не было того уровня работы, как у нас. Это, в частности, касается и моей работы, и организации в целом.
Бывало ли такое, что мнения кардинально расходились?
С Татьяной Догилевой такое было. Во всех номерах, в которых она выступала. Достаточно сложно было работать. Но все равно работали, и всегда последнее слово было за ней. Так как она видела, не считаясь с мнением других, так она и одевалась.
Куда отправляются костюмы после выступлений?
Они остаются телеканалу. Мы можем использовать их на других проектах. У нас есть табу: полтора года не использовать костюмы, мы хотим избежать сравнений в прессе костюмов одного артиста с другим.
Костюмы «Танцев со звездами» мы чаще всего использовали на проекте «Танцюють всі! Повернення героїв». Но уже все, что могли, мы уже использовали.
Если кому-то захочется выкупить понравившейся костюм, это можно сделать?
Костюмы ведущих мы стараемся вообще не использовать больше.
На каком проекте было интересней всего работать?
Если учесть, что работать я начал на «Танцюють всі!» со второго сезона, то именно этот проект для меня стал родным. Я по сей день работаю с этим проектом. Параллельно я работаю также с такими проектами, как «Україна має талант» и «Танцы со звездами». Сейчас я отвечаю за весь стиль, включая новости.
С какими украинскими и зарубежными дизайнерами вы сотрудничаете?
На канале работает с десяток художников по костюмам. Очень талантливые ребята с высшим образованием, с которыми мы все обсуждаем. Если мы и задействуем именитых дизайнеров с UFW, то только как подрядчиков. Мы можем на базе их ателье отшивать. Не вижу смысла привлекать людей, если они просто именитые дизайнеры. На «Холостяке» мы берем одежду у дизайнеров как раз, потому что в проекте участвует большое количество девушек, и одежда не должна повторяться, а отшить их практически все сразу нереально.
А что скажете о главном герое проекта «Холостяк»?
Наш новый холостяк Константин Евтушенко высокого роста, у него 197, вся одежда ему шьется. Наши стилисты разрабатывают ему образ и отшивают в ателье костюмы.
С кем проще работать? С мужчинами или с женщинами?
Проще работать с личностями. Я с третьего сезона «Танцюють всі!» одеваю состав жюри и «Україна має талант», скажу честно, очень интересно работать с Таней Денисовой. Сложно, но интересно.
Есть Татьяна Денисова и Лилия Ребрик. Сравниваете их?
Самое главное, чтобы Таня, сидя в составе мальчиков, гармонировала с ними, а Лиля, стоя с Димой, гармонировала с ним. Друг с другом мы их не сравниваем. Сравнивают людей похожих, а они очень разные.
Бывали ли такие случаи, когда с помощью костюма нужно было что-то скрыть (беременность и т.д.), как у Юлии Плаксиной?
О том, что Юлия Плаксина была беременна, мы узнали уже после проекта, именно тогда это и стало видно. Это было с прошлым «Холостяком», когда у нас была девочка беременна, и очень быстро начал расти живот. Мы старались подобрать наряд, который бы не акцентировал внимание на ее положении.
Что скажете про работу с Лилией Ребрик? Как вы ей подбираете костюмы?
Я с ней работал очень плотно на «Танцах со звездами». Достаточно сложно с Лилей работать. Это в силу Лилиного характера. У нее есть четкое представление, что она может надеть и что не может, но не всегда она это четко выражает. Мнение у нее может поменяться прямо на последней примерке платья, и все начинает переделываться. Вот уже прошла неделя, видя эскиз, видя ткань и будучи на трех примерках до эфира, Лиля может сказать в итоге: «Я это себе немного по-другому представляла». И все приходится переделывать.
А с кем легче всего работать?
С ребятами-участниками и с членами жюри-мужчинами. С Владом Ямой интересно работать: он очень ответственный. В начале, когда мы знакомились, были трения, мы узнавали другу друга. Сейчас Влад даже, бывает, не спрашивает, в чем он будет на прямом эфире. Вещи ему привозят перед эфиром, и все хорошо сидит.
С Раду Поклитару было интересно работать в том смысле, что нужно учитывать формат шоу и его статус в проекте. В то же время нужно было показать, что он человек искусства. Мы часто использовали ручные техники, роспись, вышивку. Учитывая, что сейчас 3 парня в жюри, нужно сделать их гармонично дополняющими друг друга. Каждый в своем стиле.
Не исчерпываются ли идеи на проектах после стольких лет работы?
В этом и состоит интерес. Когда все идеи, которые были на поверхности, уже исчерпаны, интересно создавать, искать что-то новое. Значит, нужно копнуть глубже. В этом и интерес работы художника, когда на одну и ту же тему (часто повторяется музыка) нужно создать абсолютно новый костюм. Бывает очень сложно вытеснить первый образ, который запомнился.
Так было с победительницей второго сезона «Україна має талант» – Еленой Ковтун. У нее финальная песня была «Je suis malade» Лары Фабиан. Мне как-то привиделось красное платье. А в третьем сезоне «Танцюють всі!» должна была звучать эта же композиция, пришлось поморочиться. Для этого и существуют путешествия, которые вдохновляют. У меня сумасшедшее хобби – скупать книжки по искусству.
Какое время уходит на костюм, если его нужно максимально быстро сделать?
2-3 часа. Бывает и такое. Когда мы не успевали сделать новый костюм, мы брали старый костюм и перешивали его. Покрасить, вышить, задекорировать камнями, отрезать юбку, расшить рукава.
Были случаи, когда вы использовали подручные материалы?
Это было во время экстра испытаний «Танцюють всі!». Когда ребята выбирали себе соперников на экстра-испытаниях, одна пара изображала Инь и Янь. У них все тело было перемотано резинками. Рисунок на теле создавался резинками.
На кастингах «Танцюють всі!» удавалось вдохновиться? Случалось увидеть какой-то костюм, который запал в душу, и вам захотелось его преобразить?
Многие участники делают ошибку. На кастинге оценивают не костюм, а их хореографию. Нужно подчеркнуть особенности тела, а не надевать концертный наряд. Этим многие губят свое выступление. Интересные костюмы у хопперов и би-боев. Те комбинации, которые они придумывают и добавляют в свой уличный стиль, сложно даже человеку с образованием повторить.
Кристина Шомина
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.