Как вернуть доверие ребенка, если сами родители его и подорвали?
Героями проекта «Кохана, ми вбиваємо дітей» стала семья Литвиновых. 38-летняя Леся пытается вернуть доверие и уважение сына, которого сама и предала. Дело в том, что почти все детство Кирилла она злоупотребляла алкоголем. В состоянии алкогольного опьянения мать жестоко била ребенка, пока в возрасте 9 лет его не забрала бабушка. Но теперь женщина опомнилась и вернулась в семью в надежде на прощение. Однако, завоевать доверие оказалось не так легко — слишком велика обида сына. Психолог проекта Виктория Любаревич-Торхова рассказала журналистам сайта STB.UA, как вернуть утерянное из-за родительских ошибок доверие?
Без колоссального терпения – никак. Нужно понимать, что для того, чтобы убить это доверие в ребенке были потрачены годы. Теперь точно также нужно его восстанавливать. Одним днем или месяцем дело не обойдется. Никакой волшебный поступок, невероятный подарок, и тем более просто слова и обещания не вернут его так просто. Поэтому, терпение, желание, сила воли и представления о том, как это будет, когда доверие возобновится, помогут вынести все испытания, которые ребенок обязательно устроит. И это нормальная и природная реакция, а не вредность. Ребенок будет пытаться проверить, устроить экзамен, а точно ли теперь все будет по-другому? А точно ли ты не начнешь как прежде пить, бить и так далее. Поэтому, это необходимость ребенка – убедиться в том, что бы он не сделал, какие бы слова не сказал, а родитель все равно держится и не возвращается на ложный былой путь. Вот на этот процесс могут уйти годы.
Читайте также: В результате постоянных ссор, ребенок избивает мать
Я называю этот процесс – прием обвинений, испытательных моментов в свой адрес – погружение в грязевые ванны. Потому что дети иногда в прямом смысле слова поливают родителей грязью. Чем старше ребенок, тем страшней могут быть эпитеты. А дети чувствительны и восприимчивы к болевым точкам, потому удар приходится в самую цель.
Читайте также: Топ-5 типичных ошибок в воспитании
Если говорить о героине – Лесе Литвиновой, то она, вернувшись, очень часто опускала руки. Наша работа заключалась в том, чтобы научиться видеть перспективу, а не ждать результата здесь и сейчас. Каждое её действие – кирпичик в фундамент будущих отношений. И только после этого, как фундамент будет заложен, настанет время строить этот дом новых отношений с сыном. Причем, речь ведь о родительско-детских отношениях, поэтому вернуть нужно не только доверие, но и авторитет. За время отсутствия мамы, бабушка воспитывала его по-своему, местами потакая и балуя. А теперь мама вернулась и требует не только любить, но и слушаться, естественно, это вызывает у ребенка протест. Утеряно было также и уважение. Поэтому в сознании ребенка слова вернувшейся матери, воспитывающей его, это звучит как: «ты не имеешь права мне указывать». И когда родитель поучает его, конечно же, ребенок жестко, если не жестоко указывает ему на его место. А где это место в случае Леси? В бутылке…
Именно поэтому, без вспомогательной терапии родителю -это сложно. Стоит работать над тем, чтобы родитель не скатился вновь в свою зависимость.
Свежий выпуск проекта «Кохана, ми вбиваємо дітей»: