Руководитель проекта «Моя правда» Ксения Бугримова: «Я люблю всех героев, о которых мы снимали фильмы»
По ту сторону экрана наши кумиры зачастую кажутся небожителями,
согретыми славой и достатком. Но руководитель документального проекта о
знаменитостях «Моя
правда» Ксения Бугримова уверяет: они такие же люди, как и мы — со
своими слабостями, потрясениями, простыми радостями и часто нелегкой
судьбой. Расскажи вкратце, Ксюша, как ты работаешь над
каждым выпуском передачи, сколько на него уходит времени? На
производство одного фильма уходит где-то два месяца. Перед съемками мы
много разговариваем о человеке, который станет героем фильма: как мы
его понимаем. Пытаемся объяснить его поступки, найти связь с возрастом,
гороскопом, социальным положением. Наши предположения зачастую
оказываются верными. То есть сначала мы обдумываем идею — как мы видим
этого человека. Я помогаю сценаристу и режиссеру не сбиться с этого
пути, нащупать зерно. Также я слежу, чтобы передача соответствовала
нужным стандартам. Кстати, о стандартах. По какому принципу
отбираются герои? По принципу интересных жизненных судеб.
Бывает, люди звонят и говорят: «Я всегда завидовала Тине Канделаки: она
такая красивая, такая успешная. А сейчас я понимаю, что это ничего не
значит». То есть люди перестают обманываться насчет медийности.
Осознают, что герои передачи — это не боги по ту сторону экрана. Они
понимают, что наши герои совершают такие же ошибки, как и они. И тогда
они начинают больше ценить жизнь. Это очень важно. Поэтому мы выбираем
людей с интересными, трагическими судьбами. Со скандальными — тоже
нужно. Важно понимать причины, почему человек ведет себя так или иначе.
Та же Ксения Собчак. Просто не обращать на нее внимания — это легко,
это может каждый. А понять причины поведения этой девушки? А показать,
что это все просчитано, продумано и сделано специально для достижения
определенного результата? Вот это интересно! То есть вы еще и
психологи? Да, конечно! Для меня очень важно, чтобы журналист
был психологом. В этой передаче нет такой цели — показать
только лучшие стороны героя? Нет. Зачем? Просто я
недавно смотрела передачу про Домогарова, и мне показалось, что его
оправдывают. Мы всегда на стороне своего героя. В любом
случае. Если мы делаем фильм об этом человеке, то человек должен быть
как минимум достойным этого фильма. И человек — он не есть зло и не
есть добро. Ты должен понимать мотивы поступков этого человека, как
свои. Мы сейчас не говорим о звездном пласте — мы говорим о каких-то
человеческих поступках: слабых, негативных, позитивных… И мы понимаем,
почему человек действует так, а не иначе. А когда мы все понимаем, мы
этого человека любим, потому что ты можешь не любить только непонятное
для тебя. Я люблю уже практически всех героев, о которых мы делали
фильмы. Они для меня близкие, родные, я их люблю, мне их жалко. Я
понимаю, почему они так себя ведут. Сейчас я могу понять и оправдать
любой поступок — просто понимаю, что если бы в данной ситуации оказался
каждый из нас, он поступил бы так же. Возможно, еще хуже.
Ксюша, а насколько важна в проекте закадровая музыка? Она
является просто фоном или пытается что-то выразить? Бывает ли такое,
что кадр подстраивается под музыку? Музыка тоже строится по
определенным законам, как и картинка. Музыка тут — это не фон. Фоном
она служит в кафе, когда ты разговариваешь с подругой. А тут это
настроение, которое временами подчеркивает текст, а временами
контрастирует с ним. Это делается для того, чтобы на что-то
недосказанное зрители посмотрели с другой стороны. Герой говорит, а
тебе кажется, что он лукавит. А это сделано специально. Ты сама
анализируешь, думаешь, а музыка является помощником.
А тяжело уложиться в хронометраж программы так, чтобы не
упустить ничего важного? Бывают такие герои, о которых нужно
снимать четырехсерийный фильм. Некоторые из них прожили не так уж много
лет, но у них просто событие на событии! И действительно, бывает
уложиться очень сложно. Но мы пытаемся выделить главное: что повлияло,
чтобы человек стал именно таким? Какие события в жизни сложили его как
личность? Почему он стал озлобленным, или закрытым, или одиноким? Или
почему человек, переживший страшные трагедии, говорит, что любит жизнь
и очень счастлив? Ты учишься этому и понимаешь, что тебе только расти и
расти до такого. Отснятый материал, который не используется в
программе, может потом как-то пригодиться? Коллеги смеются по
поводу того, что мы снимаем один большой сериал. Потому что наши герои
так или иначе фигурируют в жизни друг друга. Они постоянно где-то
пересекаются. Соответственно, они появляются в фильмах о других людях.
Важно ли то, как герой расположен в кадре? Есть
определенный секрет. Считается, что когда герой сидит справа налево, то
ты ему веришь больше. Мы следим за общей картинкой — для того, чтобы
герой чувствовал себя в этой атмосфере очень естественно. Обстановка
должна помогать раскрыть внутреннюю суть героя. Цвет и фактура мебели
тоже должны подходить его образу. Ты училась на режиссера. Как
ты думаешь, человек может овладеть навыками режиссуры без определенного
образования? Я всегда так думала. И всегда говорила, что
режиссуре можно учиться на бухгалтерских курсах. Что бы ты
посоветовала начинающим режиссерам? На самом деле это очень
сложно. Я много наблюдала за разными режиссерами — как моими знакомыми,
так и известными. И мне кажется, тут нужно просто иметь чутье. Если
есть чутье, то ты сможешь потом овладеть техникой, навыками, секретами
профессии. Но если чутья нет, ты можешь стать хорошим мастером, но не
режиссером в полном смысле этого слова. Я бы посоветовала, наверное,
чувствовать. Так сказать, содрать с себя верхнюю кожу, чтобы
чувствовать все окружающее оголенным нервом: несправедливость,
предательство, сплетни, любовь, преданность. Если ты это чувствуешь — у
тебя больше седых волос на голове, но ты потом сможешь точнее все это
выражать. Что важно в документальном кино? Важно не
отдаляться от фактов, на которых ты строишь фильм. Все-таки ты делаешь
кино о живом человеке. Поэтому нужно быть корректным, но в то же время
и точным. Нужен тонкий баланс. Потому что не всем героям может
понравиться такое кино. Вот ты бы хотела фильм про себя? Не
уверена. Я — точно нет. Заглянуть глубоко в себя и понять
мотивы своих далеко не лицеприятных поступков — это неприятно, правда?
Человек может потом посмотреть этот фильм и подумать, что копнули уж
слишком глубоко. В «Моей
правде» задан определенный уровень документалистики: мы все-таки
пытаемся стоять на стороне своего героя и говорить о нем правду.
А тебе интересно было бы снять не документальное, а
художественное кино? Конечно. Я думаю, что когда-нибудь это
обязательно произойдет. Беседовала Алёна Колесник