Счастье на вес Олеси Жураковской
Украинская актриса кино
и театра Олеся Жураковская называет себя авантюристкой. А еще причисляет к той категории
артистов, которых нужно хвалить. Мол, это вдохновляет на новые свершения. А почему,
собственно, и не похвалить? Ведь артист должен знать, что он нужен и любим.
«Актер не слушает, пока говорят не о нем», — сказал великий
Марлон Брандо. Но это вовсе не про Олесю. Она оказалась очень внимательным, открытым
и искренним человеком. Несмотря на то, что в арсенале актрисы множество ярких ролей
в театре и кино, впереди у нее планов громадье, в том числе участие в
телепроекте «Зважені та щасливі-2» на канале СТБ, который стартует этой осенью.
На работу как… домой!
Олеся, телезрителям вы запомнились по музыкальному фильму «За двумя зайцами»,
где предстали в образе горничной, перепутавшей свечи с петардами. С тех пор вы сыграли
большое количество ролей в кино и театре. И все же, опыт работы с такими звездами,
как Алла Борисовна Пугачева, Верка Сердючка, Максим Галкин, вам пригодился?
Безусловно, все, кого вы перечислили, — очень талантливые
люди. Но я бы, конечно, себя в одну линию с Аллой Пугачовой не ставила. Это
немножко другое. Алла Борисовна — грандиозная личность, сумасшедший трудоголик
и при этом хулиганка. Она приехала на съемки больная, уставшая, но в процессе так
увлекается. Видно, как ей это интересно, как она переживает. Всем пытается чем‑то помочь, подсказать.
Она нам говорила: «Никому не рассказывайте, что я добрая! Пусть думают, что я
злая!»
Помните слова героя фильма «Москва слезам не верит» о том, что через 20
лет театр умрет и будет одно сплошное телевидение. К счастью, они не оказались пророческими.
Сейчас театр снова востребован. Непосредственный контакт со зрителем — это то, что
вас вдохновляет?
Театр для меня — это дом, потому что у нас в театре царит
особая атмосфера. Любой актер, у которого все сложилось, растет именно в
театре. За счет того, что у тебя есть возможность контактировать со зрителем,
слышать его дыхание, видеть его реакции. После спектакля к тебе могут подойти,
пообщаться. То есть все так близко! Это очень полезно!
А зритель стал более требовательный?
Да мы и сами к себе такие требования предъявляем, не дай Бог!
Это еще нужно постараться, чтобы сфальшивить. Наш театр эту планку держит высоко,
и мы этим очень гордимся. Здесь работают и признанные мастера, как Ада
Роговцева, и молодые талантливые актеры, как Ольга Лукьяненко, Анастасия
Тритенко, Тамара Андропова… Все очень разные, но все профессионалы и
талантливые актеры.
Скотный двор
Для актера, как мне кажется, важно найти того режиссера, который увидит
его потенциал, поможет раскрыться. У вас есть такой человек?
Это, конечно же, художественный руководитель Киевского
театра драмы и комедии на левом берегу Днепра, где я служу, Эдуард Маркович
Митницкий, который принял решение взять меня в труппу. Есть еще один человек, который
стал моим близким другом и с которым мы сделали не один спектакль и даже фильм,
— это Алексей Иванович Лисовец. Он в меня поверил, дал мне первую роль в театре
на левом берегу и первую главную роль, что самое главное. Причем эта роль была
рассчитана только на меня, без дублеров. И это говорит о высокой степени
доверия, конечно же.
Какие роли вам особенно удаются — драматические или комедийные?
— Я всегда сомневаюсь и переживаю вначале. А потом, когда уже
включаюсь в работу, забываю о страхах и иду вперед. Мне очень важно, чтобы рядом
были люди, которые бы поддерживали меня. Я отношусь к той категории актеров,
которых нужно хвалить. И, если у меня хорошо получается, нужно, чтобы мне
говорили об этом режиссеры, операторы, коллеги, которые верят в меня. Тогда у
меня и усталости нет, и страхи уходят. И я смогу сыграть хоть что: и
трагедийное, и комедийное. Мне очень важно, чтобы в меня верили.
А есть любимая роль, которая вам особо дорога?
Нет, такой роли нет. Все они мне очень дороги. И я надеюсь,
что еще много хороших ролей у меня еще впереди.
Кого среди актеров можете назвать своими учителями?
Мои учителя — это мои педагоги. А вот работая с мастерами,
мы учимся у них, как себя вести, как работать профессионально. Потому что настоящие
мастера, как показывает мой опыт, никогда не ведут себя по-хамски. Судьба меня сводила с такими
мэтрами, как Валентин Гафт, Галина Польских, Станислав Говорухин, Роман Карцев…
И никогда на площадке и вне ее с ними не было никаких сложностей, никаких конфликтов
— только вдохновение! Я на них смотрю и поражаюсь. Они ведь значительно старше,
у многих непростая судьба, но они такие светлые. Каждый раз, когда я встречаюсь
с кем-то из мастеров, думаю:
«Господи, дай им здоровья, дай сил». К примеру, снимали в Одессе фильм «В стиле
Jazz» Говорухина. На площадке настоящая киношная атмосфера, работает единый
коллектив на общий результат. Смотришь — учишься. Все в равных условиях. Не
было такого, что, к примеру, Говорухин живет в люксе, а остальные непонятно где.
И от этого всего так хорошо! Почему же это не культивируется сегодня в кино?
Откуда эта болезненная звездность? Какой‑то деструктивный подход к процессу. Одних выделяют, а к
украинским актерам вообще по-скотски
относятся. Это просто убийственно, так нельзя. Благо я за себя постоять умею. А
для настоящих мастеров показатель — твой профессионализм. Не то, что о тебе
говорят, пишут, неважно, какой гонорар ты получаешь. Вот площадка, вот партнер
(в моем случае это была Елена Яковлева), начинаем работать — и раз! —
сцепляются взгляды, и ты понимаешь, что партнер тебя слышит, понимает и
принимает, игра доставляет ему удовольствие, и ты сам можешь делать все, что
угодно.
«А я иду, шагаю по
Москве…»
Кем вы мечтали стать в детстве? Уже тогда у вас проявились творческие способности?
Я совершенно безответственный человек в этом смысле. Я не
мечтала быть ни космонавтом, ни врачом, ни артисткой. Мне просто было хорошо! Я
училась на отлично, ходила на разные кружки, танцевала, занималась спортом. Настоящий
советский ребенок. Жили без всяких излишеств. Может, это и помогло найти
правильные ориентиры в жизни. Мне казалось, чем бы я ни занималась, у меня все
получится. Вот этот детский максимализм и сейчас присутствует и, возможно,
помогает не бояться каких‑то
вещей. Если я захочу, я это смогу.
В свое время вы решились поступать в ГИТИС. Серьезный шаг — все‑таки Москва, прославленный вуз.
Моя подруга училась в Гнесинке. Она меня просто измучила,
звонила каждый день: «Ну приезжай! Ну что тебе, трудно? Ну, ради меня! Ты сразу
поступишь, ты для этого создана!» Видимо, со стороны было виднее, но я этого не
понимала. В общем, я приехала в Москву. Меня на вокзале встретили, в ГИТИС
отвезли, сами меня записали. Людей было очень много — 140 человек на место!
Очнулась я только на конкурсе и поняла, что учудила. А когда поступила, позвонила
маме. А она кричит: «Ой, Вітя! Вона поступила! Боже!» Никто, конечно, не верил,
это было просто из области фантастики. Но я фаталист и верю, что так должно было
случиться.
Как вам жилось в Москве? Тяжело было на первых порах?
Нормальная студенческая жизнь. Я жила в общежитии. Конечно,
чем-то родители помогали, бывало, когда
деньги заканчивались, ребята подкармливали. Это было начало 90‑х, Украина отделилась,
кака-то чехарда с деньгами началась… Снимали какие‑то ужасные фильмы на разваленном
«Мосфильме». Но если туда попадал, там платили громадные деньги — по 50 долларов
в день! Мы с моей соседкой по комнате Ларисой Данилович пошли пробоваться. Нас взяли,
загримировали, одели, даже, скорее, раздели: были какие‑то купальники, повязки… Какое‑то фэнтези, в общем, белиберда!
Вдруг заходит главная героиня — на котурнах, с волосами пришпиленными. А мы по
сценарию ее свита. Она нас как увидит, как истерику закатит… В общем, нас
спровадили со съемочной площадки, правда, деньги за два съемочных дня
заплатили. Так и перебивались. Одно время мне предложили поработать
фотомоделью: просто в метро подошел фотограф. Одна-две фотосессии в месяц,
начала зарабатывать. Тогда как раз славянский типаж вошел в моду, и фото делали
для Финляндии, по‑моему.
Там я работала почти год, снимала квартиру. Но бывало, что и проехать не за что
было в транспорте. Тогда шли пешком и думали: «Ну когда бы у нас еще была
возможность прогуляться по Москве от Трифоновской до Арбата?» И вот мы «пилим»,
смотрим старую Москву и наслаждаемся жизнью! Во всем нужно видеть позитив!
Я не мечтала быть ни космонавтом, ни врачом, ни артисткой. Мне просто было хорошо!
Охота за кракозябрами
Наверное, этот оптимизм и вера в себя и помогли вам по возвращении в Украину
начать все практически с нуля.
Конечно, помогла вера в себя, вера в Бога, в то, что хороших
людей больше. Значит, так должно было случиться. Конечно, был период грусти.
Еще немножко — и началось бы уныние. Ты расстаешься с любимым человеком,
теряешь работу, связи наработанные. Все‑таки я восемь лет прожила в Москве. Вспомнила свое ремесло
(Первую специальность — технолог швейного производства — Олеся получила в
техникуме легкой промышленности. — Прим. авт.), шила, чтобы на шею никому не
садиться и не хандрить. Лучшее лекарство — браться за любую работу. И, в конце
концов, все обязательно получится. Как, собственно, и вышло.
Вы играли в поистине народном сериале «Сваты». Я думаю, для любого актера
это большая удача. Как считаете, в чем секрет его феноменального успеха?
Он очень добрый. С самого начала, когда он только
задумывался, и до самого конца. Все происходило без конфликтов, стрессов и
происшествий. У нас была большая семья. Это такое счастье, когда ты приходишь
на площадку к близким людям. Блестящие артисты, замечательные режиссер,
сценарная группа. Хорошо сыгранная и поставленная простая история, узнаваемая,
понятная для всех. У меня есть спектакль «Корсиканка» — там такая же ситуация:
каждый видит что‑то
свое, исходя из жизненного опыта. На самом деле люди истосковались по простым,
светлым историям. Они устали от того, что в кино убивают, терзают и мучают.
Сколько можно бегать по всяким коридорам, где какие‑то кракозябры из‑за углов выползают! Люди
от этого устали. Молодежь с удовольствием смотрит «Любовь и голуби», «Москва
слезам не верит», «Три тополя на Плющихе». Потому что уже все очертенели от
этой чернухи. Люди по сто раз «Сватов» пересматривают. Думали: «Ну все,
хватит». Ну как хватит с таким сумасшедшим рейтингом?
Большая авантюра
Давайте поговорим о вашем участии в проекте «Зважені та щасливі-2», который
стартует осенью. Чем он вас заинтересовал?
Я с удовольствием посмотрела первый сезон программы и
считаю, что это очень конструктивная, добрая, несмотря на то что там люди
проходят тяжелые испытания, хорошая передача. Ее суть такова: люди меняют свою
жизнь в лучшую сторону. Для меня это стало определяющим. Мне очень хотелось
оказаться в этой атмосфере, хотелось испытать себя. Я предложила худеть вместе
с участниками по своей программе. И уже это делаю. Я расположила к себе людей.
Ведь мы — одна команда. Мне с ними очень интересно и сложно. Это не пустое
времяпрепровождение. Я приобретаю опыт, который я больше нигде не смогла бы
приобрести. Я считаю, что это большая удача. А еще если учесть, что это очень
рейтинговый проект, то почему бы и нет? Силы есть, здоровье есть — будем
работать!
Кстати, а вам на диетах приходилось сидеть?
Понимаете, довольным собой может быть только сумасшедший.
Человеку свойственно сомневаться, он всегда немного недоволен собой. По-моему,
это главная мотивация, чтобы качественно проживать жизнь. Человек читает
книжки, потому что считает, что недостаточно умен, ходит в спортзал, потому что
считает, что тело может быть еще более упругим и натренированным. Нужно
путешествовать, детей рожать и так далее. Конечно, я совру, если скажу, что я
страшно была недовольна собой: это была бы неблагодарность Богу, который
столько мне дал. Но мне хотелось попробовать узнать, что со мной будет, если я
через это пройду. Я авантюристка. Смогу ли я выдержать, понаблюдать, как я буду
меняться. Это ведь не просто съемочный процесс — это сочетание и физических, и
эмоциональных нагрузок, жесткий график. И при этом я понимаю, что это мне на
пользу. Но никак не от неприятия себя. Я всегда себя позиционировала как
женщина яркая и так меня всегда воспринимали окружающие.
…И очень женственная. Признайтесь, мужчины вам проходу не дают?
Я пользуюсь успехом у мужчин, не буду лукавить. Причем с
мужчинами у меня было в порядке всегда. Худею ли я или поправляюсь. Опять же,
повторюсь: какой ты себя ощущаешь, такой тебя видят окружающие!
Я знаю, что ваша страсть — путешествия. А куда хочется больше всего вернуться?
Вы знаете, везде так хорошо! Я Рим очень полюбила,
Барселону. В Индию еще хочется вернуться, она громадная, а мы объехали всего‑то несколько городов. Но
еще очень много планов, куда еще хотелось бы поехать. К сожалению, летом я
работала, так что все еще впереди.
Пожелания читателям
Я хочу пожелать вам счастья! Нужно дорожить каждой минутой своей
жизни. И помнить: каждый человек может быть настолько счастлив, насколько он этого
хочет!
Факты
- Олеся Жураковская родилась в 1972 году. В 1996‑м окончила ГИТИС, курс В. А. Андреева. Два года служила в Театре им. Ермоловой. В 2001 году Олеся вернулась в Украину. С тех пор работает в Киевском театре драмы и комедии на левом берегу Днепра.
- Играет в спектаклях «Корсиканка», «Море… Ночь… Свечи…» , « Голубчики мои», «Ромео и Джульетта», «26 комнат…», «Торговцы резиной», «Не все коту масленица» и других.
- Жураковская снялась в таких популярных сериалах, как «Сваты-4», «Сваты-5», «За все тебя благодарю», «За двумя зайцами», «Я тебя никогда не забуду», «Дедушка моей мечты», «День рождения Буржуя», «Развод и девичья фамилия», «Доярка из Хацапетовки. Вызов судьбе» и других.
- Весной 2009 года принимала участие во втором сезоне проекта «Танцую для тебя». Выступала в паре с Александром Майбенко.
- Осенью на телеканале СТБ стартует шоу «Зважені та щасливі-2», вести которое будет Олеся Жураковская.
- В картине «В стиле Jazz» Станислава Говорухина Олеся Жураковская перевоплотилась в колоритную официантку в вышиванке. «Это настоящая жемчужина, сумасшедшая актриса!» — восхищался Говорухин.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.