Доля аудитории. Игорь Кондратюк: о феномене проекта
Игорь, нынешнее количество талант-шоу на украинском ТВ –
дань какой-то очередной моде? Или же просто маневры
контрпрограммирования? Или, может, просто «клепки» не хватает некоторым
каналам, чтобы поискать другие интересные форматы?
Здесь, на мой взгляд, все довольно просто… Спрос определяет
предложение! Есть у зрителя спрос именно на такой продукт – телеканалы
и предлагают его. Что касается отдельных проектов на других каналах…
Мне, например, кажется, что украинская «Фабрика звезд» только в третьем
сезоне вызвала интерес.
А вот «Суперзірка» «1+1» сделана неправильно – поспешно. Она очень
дискредитировала саму идею талант-шоу.
Думаете, эти талант-шоу уже достигли пика внимания
зрительской аудитории? Или все еще впереди?
Достигли пика охвата аудитории. Ознакомленность масс с этими
форматами почти 100%. И возможно, будет спад популярности…
Но что такое спад? Где-то в СМИ написали, что шоу СТБ снизили
показатели с 32 до 24%, а ТРК «Украина» – повысили до 11%.
Да на других каналах сейчас вообще нет таких форматов, которые брали
бы 30%! Ну, «Квартал» иногда… А так, сегодня героическими передачами
считаются те, которые берут до 25%. И это – хедлайнеры.
У зрителей «Х-фактора» возникают сомнения в честности итогов
голосования, ведь в эфире не дают реальных процентов зрительских
симпатий. Почему?! Это предусмотрено «библией» британского формата или
исключительно политикой СТБ?
Думаю, любая «библия» – не догма. И предусматривает вариации.
Результаты же знают только продюсеры проекта. И я им верю. Кстати, если
члены жюри не могут прийти к общему мнению, дальнейшие действия им
подсказывает продюсерская группа проекта. И уже тогда принимаем решение
в эфире.
Получается, «Х-фактор» – это проект, где продюсерская группа
берет на себя ревизионное участие. Даже, возможно, не всегда комфортное
для жюри?
Я этого не говорил! Последнее слово – исключительно за
телезрителями.
Доля аудитории проекта «скачет». Сначала до отметки 31%.
Потом – до 22%. Есть в этом закономерность – относительно изменчивости
зрительских симпатий?
Какая закономерность? Контрпрограммирование… А это уже отдельная
игра! Тот же «Гарри Поттер» на «Новом» может быть в паре с «Вечерним
кварталом» на «Интере»…
И все же вы не ответили на конкретный вопрос. Почему
зрителям не доносят достоверную информацию об их голосах? Ведь это и их
деньги – за sms?!
В Англии зрителям таких показателей, насколько мне известно, вообще
не афишируют! Почему? Потому что программа предусматривает абсолютное
доверие к создателям проекта. Например, недавно читал, что там даже
наказали кого-то за недостоверную информацию в интерактивных передачах.
Даже прикрыли – или программу, или целый канал. Штраф выписали
колоссальный! Потому что некоторые «проверяющие» несколько минут не
могли дозвониться.
С другой стороны, мне кажется, существует специфическое восприятие
именно нашей аудиторией любых результатов. В той же Британии к тому, о
чем вы спрашиваете, относятся намного проще. А у нас люди, наверное,
накручены известными лозунгами: «Ні – брехні!», «Фальсифікаціям –
ні!»
И из социально-политической плоскости это в некоторой
степени переходит и в развлекательную?
Думаю, да. Знаю, что и в Англии (а это моя осознанная постоянная
параллель) возникали спорные моменты вокруг формата. В украинской
версии, убежден, все достаточно толерантно. Иначе я мог бы найти
примеры «другого» подхода…
Вам лично обидно, что с проекта одной из первых выбыла одна
из самых молодых ваших подопечных – 15-летняя Маша Стасюк, которая
интересно исполнила хит Пугачевой «Ты на свете есть». Эмоционально,
будто бы посвящение однокласснику. По-детски искренне и
убедительно.
Я думал, Маша была на вершине зрительских симпатий… Среди лидеров!
И для меня странно, что так произошло. Объясняю это тем, что, возможно,
не совсем удачно выбрали для нее следующую песню… К сожалению,
ошиблись…
Ту или иную композицию сами выбираете? Или опять действует
«диктат» СТБ? Возможно, лично г-жи Пилютиковой?
Выбор должен быть согласованным. Представьте, эту же песню
композитора Марка Минкова «Ты на свете есть» могли выбрать еще трое
участников проекта! И была бы повторяемость. А программа
предусматривает своеобразную драматургию. Конкурс «Новая волна» в
Юрмале, кстати, начал делать акцент на драматургии концертов. И потому
песни, которые конкурсанты привозили в Прибалтику, часто
менялись…
…Да, иногда расходятся мнения с продюсерской группой: хит или не
хит? Такие вопросы дискуссионны. Но продолжается еще и притирка к
новому формату.
«Х-фактор», говорят, предварительно рассчитан в Украине на
три сезона? Даже заранее некоторые контракты подписаны?
Не владею такой информацией. Но опять же… Почему продолжается
третий сезон «Танцуют все»? Потому что показатели второго сезона были
лучше, чем первого. А третий – собирает больше, чем второй. Все
нормально! А кастинги – процесс рейтинговый. Иногда их смотрит намного
больше людей, чем потом основные выступления.
В «Х-факторе» довольно свободно обращаются с жанровыми
законами. Например, тематический блок, посвященный мюзиклам,
собственно, номеров из мюзиклов предложил не так много. Разве это не
нарушение «библии»?
Не согласен. Некоторые композиции, возможно, и были в зоне риска, но
многие жанровые признаки выверялись. Например, по Википедии.
Википедия – не лучший компас в искусстве!
Понимаю. Но принимали во внимание то, что и музыкальный фильм может
считаться мюзиклом: «Чикаго», «Кабаре». Или же «Двенадцать стульев» с
Андреем Мироновым.
А последний фильм – действительно далековат от
мюзикла!
Телевизионный мюзикл – явление пространное. Возможно, в других
странах к нему и следует выдвигать более строгие критерии – мюзикл это
или не мюзикл? Ведь это направление там чрезвычайно популярно. А в
Украине?
А что в Украине?
Возможно, только «Экватор» Злотника и «Белая ворона» Татарченко.
Не только. Еще «Эдит Пиаф»
– у франковцев. Замечательный мюзикл. Который, к сожалению, в театре не
смогли достойно пропиарить.
Возможно…
Когда ребенка, совсем юное существо, «выбрасывают за борт» в
прямом эфире, – понятно, что он чувствует. А что чувствуете вы – как ее
опекун?
Конечно, девочка плакала… Она – киевлянка. С ее родителями я
познакомился, когда она уже «вылетела». Родители отнеслись к ситуации
спокойно. Дескать, кто-то же должен был выбыть… А девочке жаль было
расставаться с последним месяцем своей жизни… Это не самый плохой
эпизод. Она последней появилась в моей тройке. А было шесть
претенденток. Долго колебался. Мне казалось, что она слишком
«простенькая». В результате оказалась классной! Работящей, готовой все
хватать на лету. Все участники вместе с ней плакали.
В какой степени «Х-фактор» меняет этих любителей? Хотя бы
то, что они живут изолированно – где-то под Киевом… Кстати, где
именно?
На базе отдыха в Пуще-Водице. Там суровая обстановка. Никакого
«звездного дома» нет, как в «Фабрике». С ними несколько кураторов от
канала. Проживают в том же доме, что и участники шоу «Танцуют все». Но
им даже запрещено ходить друг к другу. К ним приезжают учителя вокала.
Каждый день их возят на репетиции в классы хореографии.
На «Новом» в свое время хвастались показателями «Фабрики
звезд». Сможет ли «Х-фактор» со временем «задушить» успех
канала-конкурента? Чем вообще, на ваш взгляд, эти форматы уж так
существенно отличаются?
Если сравнивать результаты первых сезонов, то уже, как вы говорите,
«задушили». Хотя мне такое слово не нравится!
Что касается отличий… Первое – у нас нет закулисной жизни, которая
мне никогда не нравилась. Они живут только с надеждой выступить в
субботу как можно лучше. Есть участники, которые перед каждым
выступлением собирают чемоданы, но потом выступают и остаются жить
дальше. А самое трудное для них – ожидание.
То, что зритель не видит такой «закулисной жизни» – как
спят, общаются или чистят зубы, – это плюс или минус для
рейтингов?
«Закулисная жизнь» давно выхолощена – благодаря активности других
проектов. Тот же «Дом-2». Ведь лучше посмотреть молодежный сериал,
который написали опытные сценаристы, вложили в уста героев иногда
напряженные диалоги. Хотя и «Большой брат» в Америке идет уже 12-й
сезон на ура. Впрочем, не знаю, что там показывают… Может, там
философы какие-то живут в доме?
Кажется, единственная страна, где пересекались «Х-фактор» и «Фабрика
звезд», – это США.
Вас можно считать одним из основателей большого
«талант-движения» в Украине. Если вспомнить «Караоке…» и рейтинговые
показатели «Шанса»…
Знаете, показатели «Шанса» на «Интере» иногда достигали 42%!
Кажется, все было хорошо… И это при том, что «Шанс» по сравнению с
«Х-фактором» вообще не раскручивался. Почти не было промо. Количество
анонсов, которые были выданы за всю историю этого проекта, вдвое
меньше, чем количество анонсов, уже выданных «Х-фактором». И вообще это
был самый дешевый талант-проект в Украине. «Караоке…» тоже могло
спорить за пальму первенства в категории цена/рейтинг…
А может, решите со временем вернуть свой «Шанс»? Если так
дешево по производству.
Не верю, что этот проект когда-то вернется. Ведь кастинг участников
«Шанса», который происходил в «Караоке…», уникален с точки зрения
достоверности… А если делать стандартный кастинг – четыре члена жюри
или три продюсера, это уже другой формат. Словом, немножко «не то».
…И в самом деле, был период, когда существовал только «Шанс», а уже
потом началась новая волна нынешних талант-шоу. Для некоторых стран
наше «Караоке…» вообще остается «ментально» непонятным. Я показывал
программу в Америке нескольким дилерам. Все как один говорили:
«Классно!» В Японии также показывали фрагменты из украинской программы
и многое говорили о нашей стране в контексте шоу. Интересовались:
почему такой успешный продукт нигде в мире не идет? В России, правда,
было «Караоке на Арбате» по местному «31 каналу». Потом
приостановили…
Кстати, кем из своих «воспитанников» – времен «Шанса» – и
сегодня занимаетесь?
У меня продюсерские отношения только с Виталием Козловским. Раньше
занимался певицами Вороновой и Валевской. Сейчас продюсер Наталии
Валевской ее муж. Но у нас остались определенные общие
обязательства.
Сегодня вы на СТБ. А за временами на «Интере» не
жалеете?
Нечего об этом жалеть! Ушел, потому что тогда невозможно было
работать там. Что было, то было…
…Вообще через мои программы прошло очень много украинских талантов.
Было 620 передач «Караоке…»! В каждой – по четыре финалиста. Это
около 2500 участников! Я уже не говорю о тех, кто стоял рядом…
Сейчас в украинском шоу-бизнесе около 30 исполнителей из тех, кто
раньше выступал в моих программах: Козловский, Валевская, группа
«Авиатор», Вика из «НеАнгелов», Барских, Каднай, Николь, «Антитела»,
Собко, Розенфельд…
Тина Кароль, например, уникальный случай. Дважды была в «Караоке…»
и не победила! Но она вряд ли об этом жалеет. Хотя так было.
И еще раз о «доле» аудитории, но уже той аудитории, которая
в талант-шоу надеется на «звездную карьеру». Не влияют ли все эти шоу
на психическое здоровье их участников? Ведь несколько вечеров ты
«звезда», а потом снова пропасть безвестности и провинциальной темноты?
Ведь это непросто пережить впечатлительным творческим
натурам.
Есть и другое – талантливые люди, которые сразу начинают ловить
«звездочку». Считают, что уже стали «крутыми», если с ними сняли
одну-две программы… Впрочем, в моем коллективе была такая атмосфера,
когда мы не давали людям «крутить» собой, это был бы нонсенс! Согласен,
телевизионные эфиры «гипнотизируют» их участников. Но у всех
по-разному… Нет общего «диагноза». В моей практике было два-три
неадекватных «клиента», за которыми, как оказалось, «кто-то стоял».
Потом звонили по телефону, требовали «встреч»! Но за этим – не ко мне!
Это вообще бессмысленно. Если уж согласились на такую игру, так давайте
играть по определенным правилам…
…Представьте, есть даже уголовное дело, которое заведено на меня
лично – за «Караоке на Майдані»!
А это почему?!
Один человек считает, что я, не взяв его в финал программы, нарушил
таким образом его гражданское право! Хотя этот герой дважды фигурировал
в передаче.
Никакой справки у человека не обнаружено. Мужчине –
под 50. Представьте: то, что я ему запрещаю исполнять первый хит в
«Караоке…», – это «нарушение» моих обязательств перед зрителями! Он
приходит-приходит, а я его не выбираю… Достаточно большой том дела! Я
даже встречался со следователем недавно…
И что же? На чем остановилось следствие?
История продолжается. Следователя, который ведет это дело, даже не
повышают в звании, поскольку дело не закрыто. Нужны объяснения с нашей
стороны. Вообще это первый такой случай за 12 лет моей работы в сфере
талант-шоу.
Кто из профессионалов шоу-бизнеса в Украине вам сегодня
по-настоящему интересен? Зритель-слушатель устает от попсовой
«синтетики», все же ищет «натуральный» продукт.
Исполнителей уважаю за творчество. Персонально же мне почти никто не
интересен. Какая разница, какая личная жизнь у Билык или Вакарчука?
Если они поют хорошие песни, я их уважаю без общего чаепития. В этом
смысле у меня нет «кумиров».
В вашем жюри заметна «пикировка» между одним украинцем и
известными россиянами. Это режиссура от продюсерской группы? Или все
происходит стихийно?
Стихийно! К тому же в жюри все-таки двое украинцев, белорус и
русский. На самом деле я слышал упреки: дескать, почему там русский, а
не одни украинцы?
Проходил серьезный кастинг. На СТБ подошли к этому вопросу
фундаментально. Кстати, говорят, что жюри самое интересное… Но здесь
мне трудно судить. Например, певица Елка – она из Украины – очень
понравилась СТБ во время кастинга. Было несколько претенденток на ее
место. Но в результате она стала «лидером симпатий». Я же бывал почти
на всех кастингах, сидел с Кароль, Джамалой, Гребенюк, Могилевской. Со
многими…
Вы будете принимать участие в следующем сезоне «Україна має
талант»?
Что касается нового сезона, то уже записали две передачи. Жюри
осталось неизменным. От добра добра не ищут. Англичане, которых я часто
вспоминаю, тоже консервативны в этом вопросе. У них третий сезон одно и
то же жюри. Когда кто-то болеет или не может принимать участие, то его
никем не заменяют. Получается персональная ответственность каждого.
А вам не кажется, что в нынешнем «Х-факторе» есть одна
проблема?
Какая?
Нет колоритного ядра талантов-локомотивов, которые тянули бы
за собой вал зрительских симпатий?
Не согласен. На мой взгляд, тот же боксер Алексей Кузнецов имеет
свою немалую аудиторию. С первых программ. Он поразил всех на кастинге,
его харизма держит миллионы девушек у телевизора.
На песне «Не отрекаются любя» продюсеры заставили его лить
слезы? И таким образом заводить поклонниц?
Нет, их никто не учит плакать! Это спонтанно.
А не жалеете, что даже самые колоритные ваши таланты все же
со временем где-то теряются, исчезают? И ничего здесь не
поделаешь!
На СТБ действует продюсерский центр. Он поддерживает талантливых.
Знаю, что из самых ярких участников шоу «Україна має талант» СТБ
сотрудничает, например, с пародистом Валерием Юрченко. Практически все
финалисты двух первых сезонов «Танцуют все» задействованы в живом 3D
шоу «Барон Мюнхгаузен» (премьера запланирована на 3 декабря). Кстати,
насколько мне известно, это первое шоу в Украине, реализованное по
«бродвейской схеме». То есть оно будет демонстрироваться почти каждый
день – до середины января.
Что больше заводит участников «Х-фактора» – творчество или
все-таки два миллиона?
Ни от одного участника не слышал и слова о деньгах! Пока все они
хотят победить…
Но ведь деньги и шоу-бизнес всегда рядом?
Да, продюсеры Украины практически не работают без инвестирования. Но
если есть конкретный инвестор, тогда, пожалуйста, работайте… Ко мне
приходят разные «серьезные» люди со своими девочками-мальчиками… Но я
откровенно говорю: шоу-бизнес – это только мой второй заработок.
Основной – телевидение. И я не вижу смысла перераспределять
заработанные мною на телевидении деньги в шоу-бизнес. Хотел бы, чтобы
мой портрет был в зале славы телевидения, а не шоу-бизнеса.
Кто из «Х-факторовских» гениев мог бы рискнуть презентовать
Украину на Евровидении в 2011 году?
Знаете, после прошлогоднего «отбора» меня вообще не интересует, что
там происходит на Первом канале относительно Евровидения. Это неплохой
конкурс для тех, кто туда прорвался. С точки зрения пиара. В Англии,
например, участие в финале «Х-фактора» – это намного «круче» для
карьеры в шоу-бизнесе, чем возможность попасть на Евровидение! Победить
в «Х-факторе» там означает годовое пребывание в чартах национальной
популярности. А на Евровидение у них чаще посылают исполнителей
«второстепенных». Тем не менее у нас этот конкурс песни «народу
нравится». Дескать, Евровидение – это что-то «такое»…
Дескать, мы уже приблизились к ЕС!
Впрочем, сейчас меня волнует другое: очень хочется, чтобы победила
одна из девушек, которыми занимаюсь. Но… Все решит зритель.
В ЧЕМ ЖЕ ФАКТОР?
THE X-FACTOR – британский проект. Идея продюсера Саймона
Ковелла. Этому телепродукту шесть лет. Программа предусматривает поиск
песенных талантов. В основном среди самодеятельности. Украинская версия
в определенных деталях отходит от «устава». Определив в круг
конкурсантов певца, который принимал участие даже в международных
профессиональных песенных соревнованиях (Владимир Ткаченко).
Интрига формата: определение таланта через «фактор» харизмы.
Через, образно говоря, «небесное» вмешательство. В этом смысле пока
самая яркая иллюстрация такого «фактора» – исполнение боксером
известной женской песни («Не отрекаются любя»). Когда сильный мужчина
не сдержал слез. И расплакался перед многомиллионной аудиторией. То
есть в конце концов вмешался «Х-фактор»!
Среди зрителей существуют различные мнения относительно феномена
проекта. Часто его воспринимают как шоу фриков. Ведь обычно именно
фрики (даже в составе жюри) и «держат» телеаудиторию, провоцируя
конфликты. Некоторые считают программу аналогом сельского школьного
концерта перед районо. Концерт строго оценивают завуч, директор и
представитель из города (то есть жюри).
Одна из особенностей «Х-фактора» – интересная судьба реальных
неизвестных людей… Которые мгновенно становятся известными, вплетаясь
в музыкальную «аранжировку» программы.
Очевидно также, что у идеи англичанина Саймона Ковелла –
дружественный «привет» соотечественнице Агате Кристи. Роман которой –
«Десять негритят» – воспринимается как сценарный элемент «Х-фактора».
Когда «герои» друг за другом исчезают. И коварного зрителя иногда
больше интересует не песенный талант, а исключительно процесс
«выбывания». Свидетельство этого – чрезвычайно высокие рейтинги именно
второй части «Х-фактора». Когда наши «негритята» куда-то
исчезают…
Олег Вергелис, Екатерина Константинова