Татьяна Шелига призналась, что любит смешить людей
По просьбе редакции сайта STB.UA, исполнительница роли Надежды в скетчкоме «Когда мы дома» пригласила нашего журналиста на интервью к себе домой. Заботливая и внимательная хозяйка уже с первых минут призналась, что не любит давать интервью, и не считает себя звездой.
Когда меня называют звездой, то становится так неловко. Звезды есть только в космосе, на небе рядом с Господом… Молодежь часто разбрасывается словом «звезда», не понимая, что актерская профессия – это каторжный труд, ведь актер выходит на сцену вне зависимости от настроения и самочувствия.
Но ведь окружающие Вас считают очень известной, узнают на улицах, просят автографы?
Я острохарактерная актриса! Благодаря своему амплуа я всегда была понятна людям. Да и телевидение, и сериалы дают невероятную популярность. В тот момент, когда я почувствовала любовь зрителей, поняла, что выбрала в жизни правильный путь.
Признаюсь, иногда начинаешь злиться на свою специальность, ведь она очень сложная, злая, подчас несправедливая, особенно, если ты никем не защищена. Есть фраза, которую я позволяю себе использовать в интервью, но ее часто вырезают: «Жизнь много раз била меня мордой об асфальт» (смеется).
Возвращаясь к «звездности», со мной действительно люди разговаривают на равных – на улице, на базаре, в метро, иногда фамильярно похлопывая по плечу, что мне часто не нравится. Но я понимаю, что они воспринимают меня не как Заслуженную артистку Украины – Татьяну Шелигу, а как Надежду Матвеевну или Антоновку – соседку с площадки.
Говорите – злая и сложная профессия? А с какой несправедливостью в актерском ремесле Вы сталкивались?
У нас как принято – пока актера часто показывают по телевизору – он звезда. Помню, какой ажиотаж был восемь лет назад, когда я снималась в сериале «Пять минут до метро» в роли Антоновки. Сейчас, к слову, это происходит и с проектом СТБ «Когда мы дома», с ролью Надежды.
Никогда не могла понять, почему так: стоит на какой-то период перестать сниматься – и тебя нет! Появляется ощущение, что лежишь на Байковом кладбище. Ты остаешься с теми же способностями, с такой же готовностью работать, но никому не нужен. Только начались съемки проекта СТБ, и меня снова стали приглашать на телевидение, брать интервью…
Иногда просто на рынке, в метро, на улице подходят люди и говорят: «Можно я вас обниму?», «Какая Вы классная», «Спасибо, что поднимаете настроение». Просят сфотографироваться для мамы или бабушки, которая любит проект «Когда мы дома» и Надежду. Поэтому я редко рассказываю об этих сложностях актерской профессии, зрители должны знать только успешную, счастливую Татьяну Шелигу.
Знаете, есть актеры, которые говорят, что им все равно популярны они или нет, думаю – лукавят. Если тебя не узнают на улице люди, не приглашают сниматься, то зачем ты выбрал профессию актера?
Вы так эмоционально рассказываете! Не думали отобразить весь свой жизненный и профессиональный опыт в мемуарах?
Я про это думала. У меня есть маленький блокнотик, который я начала вести семь лет назад, но пока исписала только пару страниц… Не то настроение, чтобы сейчас творить. Моя жизнь состоит из отдельных кадров, поэтому я, скорее всего, рискну писать разные эссе.
Мой уход из театра, а вернее боль, которую я из-за этого пережила, повлияла на то, что я до сих пор не могу писать. У меня это как кровоточащая рана. Я до сих пор не понимаю – как человека, который был рожден, чтобы стать актрисой, можно лишать сцены?
Не знаю, может быть, это манера театра Леси Украинки – так общаться с талантливыми людьми. Я за эти годы видела, как ломалась судьба очень многих хороших актеров. Когда после 15 лет работы генеральный директор говорит мне: «Вы – не актриса этого театра», – возникает вопрос, зачем было столько лет держать, и что вы тогда называете «этим театром»?
Я не хочу, чтобы в моих записях сквозила только обида, и пока я от нее не освобожусь, моя карьера мемуариста подождет.
Давайте вернемся к вашей юности. Вы учились в одном из лучших театральных институтов мира (Школа-студия им Немировича-Данченко при МХАТ – прим.ред). Кто из ваших друзей-однокурсников тоже стал знаменитым?
Сейчас немногие стоят так твердо на ногах как я. Кто-то работает в небольшом театре. Две актрисы серьезно ушли в религию. Кто-то стал писать пьесы и сценарии. Пожалуй, со всего курса наиболее известен Евгений Меньшов, который вел программу «Песня года».
Почему после учебы не остались работать в Москве?
Я хотела! Тогда мной заинтересовался театр «Современник», где работали почти все ученики студии МХАТ. Ночью, когда заканчивались у них спектакли, начиналось прослушивание – просмотр курса, где мы играли отрывки своих дипломных работ.
Но я, будучи киевлянкой с киевской пропиской, не смогла получить прописку в Московском театре. Мне даже предлагали сделать фиктивный брак, но первый муж был против.
Тогда я поехала по приглашению в Севастополь в театр им. А.В.Луначарского. Проработав 23 года, в 46 лет вернулась в Киев. Меня пригласил в театр им. Леси Украинки главный режиссер – Михаил Юрьевич Резникович. Там, благодаря роли Клотильды в пьесе «Фердинандо», помимо любви зрителей, я приобрела уважение коллег по цеху разных театров Киева. К слову, я за нее выдвигалась за лучшую женскую роль года на «Киевскую пектораль».
Обратно в Москву я больше не вернулась. Сейчас, в связи с этими жуткими событиями, я думаю, что Господь меня бережет. Мне сейчас не было бы места ни в Севастополе, ни в Москве, или ждала бы та же участь, что и Макаревича.
Я теперь понимаю, что такое зомбировать людей через СМИ. Когда-то в СССР был железный занавес, нам внушали, что на Западе происходят страшные вещи. Это было где-то далеко, а сейчас рядом… оказывается, понятие «братья» уже не существует?
Тяжело было перестроиться с театральной сцены на съемочную площадку?
В театре степень правды другая. Многие киношные актеры не могут в театре работать – они становятся невидными и маленькими на большой сцене. Но, скажу Вам правду – лучшими киношными актерами становятся лучшие театральные (смеется).
Есть роли, от которых Вы отказались и пожалели?
Я никогда ни от чего не отказываюсь. Такое количество ролей проскакивает мимо – какую-то не утвердили, какую-то поменяли или нашли другую актрису. Нужно использовать каждый шанс.
Так думаю не только я, но и любой умный актер. Он каждый раз работает с чистого листа, как в первый раз бросается на амбразуру. Именно то, от чего ты отказался, могло стать лучшей ролью!
Еще в институте на уроках по гриму заметили, что я похожа внешне на два образа – Екатерину II и Крупскую в молодости.
Императрицу Екатерину II я все-таки сыграла в фильме-эссе «І світ мене не впіймав» Юрия Зморовича. Эта роль всегда «ходила рядом», но не судьба была сыграть ее в театре. В Украине на образ Екатерины II своего рода ТАБУ. Она разгромила Запорожскую Сечь, посадив казаков на кол. Но все равно, когда в музее восковых фигур, кто-то из друзей видит фигуру Екатерины, сразу начинается хохот – «А вот и наша Танюха».
Что Вам помогает перевоплощаться в образ?
Есть ощущение, что ты какой-то порожек переступаешь и вселяешься в чью-то жизнь или образ вселяется в тебя. После спектакля нужно переступить через порожек обратно…Я представить не могу, как Миронов так долго снимался в сериале «Идиот»! Это же постоянное состояние поломанной психики!
Однажды в пьесе Ж. Кокто «Жуткие родители» я играла героиню Ивонну, которая умирает на сцене. Психологически было очень сложно. Роль эта удалась, я считаю ее одной из лучших сыгранных в Киеве. Перед спектаклем я всегда ходила в церковь и просила Господа понять и простить меня, ведь я затрагиваю запретную тему, но это моя работа.
Так поступают многие актеры, например, Шаляпин, который пел арию Мефистофеля, говорил, что дух зла вселяется в него в этот момент. Есть еще такой обряд, если актер по роли изображает умершего, то под кровать кладут бутылку водки, что означает это суеверие – я не знаю.
А существуют актерские обряды, которые обязательно нужно выполнить перед съемками или выходом на сцену?
Я всегда беру с собой распечатанный текст роли. Могу ни разу его не раскрыть, но «роль» должна быть со мной, и никому не даю к ней прикасаться! Однажды перед спектаклем забыла текст дома и попросила дочь его привезти, настолько мне было не комфортно. Я словно в прямом смысле «забыла роль».
Каждый раз перед съемками или спектаклем я должна перекреститься – так делают многие актеры. Никогда не выхожу на сцену голодной, я ведь острохарактерная актриса, играю темпераментно, танцую, а для этого нужны силы.
Кстати, петь я не умею, когда поступала в школу-студию, меня спросили – «Петь умеете?», я ответила – «Я умею танцевать!» (смеется)
В сериале «Пять минут до метро» моя героиня Антоновка тоже исполняла сольный танец. Он так понравился моим коллегам, что они загрузили его в телефон, и когда им было грустно, смотрели, смеялись, поднимали друг другу настроение. Мне нравится приносить людям радость и смех!
Фото из личного архива Татьяны Шелиги