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
PHNjcmlwdCBkYXRhLW91dHN0cmVhbS1pZD0iMTI0OSINCmRhdGEtb3V0c3RyZWFtLWZvcm1hdD0iZnVsbHNjcmVlbiIgZGF0YS1vdXRzdHJlYW0tc2l0ZV9pZD0iU1RCX0Z1bGxzY3JlZW4iIGRhdGEtb3V0c3RyZWFtLWNvbnRlbnRfaWQ9InN0Yi51YSIgc3JjPSIvL3BsYXllci5hZHRlbGxpZ2VudC5jb20vb3V0c3RyZWFtLXVuaXQvMi4xMS9vdXRzdHJlYW0tdW5pdC5taW4uanMiPjwvc2NyaXB0Pg==

День вышиванки 2018: как появилась вышиванка

Телеканал СТБ

Ко Дню вышиванки 2018, который в этом году празднуется украинцами 17 мая, читайте о том, как появился этот красивый наряд! Для жителей Украины вышитая рубашка – это один из важнейших символов страны и единства. О том, как появилась вышиванка, какие они бывают и о чем говорят те или иные узоры на них – читайте в материале.

Вышиванка – символ богатой традициями украинской культуры. Благодаря уникальному орнаменту вышитая узором рубашка могла означать происхождение человека, указывать на его возраст, социальный статус и даже семейное положение.

Читайте также: День вышиванки 2018: традиции и особенности праздника в Украине

Точную дату появления вышитых сорочек историки определить не могут. Однако во время раскопок в Черкасской области археологи нашли серебряные фигурки мужчин в рубашках с идентичным орнаментом традиционных украинских костюмов XVIII–XIX веков. Это говорит о том, что у вышиванки многовековая история.

Украшая вышивкой рубашки белых, черных, красных или синих цветов, украинцы «рассказывали» окружающим о своей жизни.  Например, красные вышитые рубашки надевали девушки как символ любви и энергии, а синие – женщины постарше, которые уже не будут иметь детей. Черные рубашки носили исключительно мужчины. Наиболее популярной является вышиванка белого цвета с различными узорами из ниток. Орнамент и цвет также говорил многое о хозяине рубашки.

Встретив украинца в вышиванке с растительным узором, например с изображением винограда, калины или дуба, в черно-красной гамме, можно смело утверждать, что это житель столицы. Полтавчане зачастую надевали белые рубашки, вышитые белыми нитками. А жителей Полесья и Волыни можно было узнать благодаря  бело-серым сорочкам, расшитым красными нитками. На Черниговщине характерны белые вышиванки с геометрическими или растительными орнаментами, выполненные очень мелкими стежками.

В западных регионах характерной особенностью вышиванок  был широкий спектр узоров и цвета. Например, голубой, который не является традиционным для большинства украинских областей, или же рубашки, вышитые только на рукавах скошенными или продольными полосами.

К узорам на сорочках относились крайне серьезно. Правильно вышитая сорочка приносила в дом радость и благополучие, а вышиванки, расшитые со злым умыслом, могли накликать беду. Копировать чужой рисунок запрещалось, так как это означало повторение чужой судьбы.

Традиционно, вишивали девушки, таким образом готовя себе приданое. А затем складывали рубашки в специальный сундук. Количество вышиванок у украинки показывало ее достаток. Если у девушки было 3040 рубашек – значит, она была небогатой, 5070 показывали средний достаток, а если 100 и больше – это указывало на то, что девушка из богатой и благополучной семьи.

Также вышиванки считались настоящим оберегом от нечистой силы. К примеру, на свадьбу невеста надевала особенную рубашку, которую после гуляний прятала в спальне и больше никогда не доставала. Это символизировало защиту от невзгод и сглазов в семейной жизни.

Для новорожденного малыша рубашку вышивали крестные. Во время крещения ткань обрабатывалась свечами. Во время вышивания пели песни и молились. Верили, что такой обряд убережет ребенка от несчастий на всю жизнь.

Читайте больше интересных новостей в Viber и Telegram СТБ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: