«Даже в самой невзрачной кафешке Парижа вы найдете что-то эксклюзивное», – Елизавета Глинская
В прошлом году победительница второго сезона шоу «МастерШеф» на СТБ Елизавета Глинская получила базовое образование в легендарной парижской кулинарной школе Le Cordon Bleu. А месяц назад она вновь отправилась в столицу Франции, чтобы пройти полный курс кондитерского искусства. Сайту СТБ удалось связаться с Елизаветой и как следует расспросить девушку о том, как ей живется в самом романтическом городе мира…
Елизавета, расскажите немного о том, как проходит ваш второй этап учебы в LCB?
Боюсь, что не смогу быть краткой. (Смеется.) Сейчас в моей жизни происходит очень много всего. На этот раз в парижской кулинарной школе LCB я записалась на полный курс кондитера. Странно: в прошлом году я пробыла в школе всего несколько месяцев, но вернулась уже в родные стены. Мне здесь очень комфортно, и это замечательно! Меня узнал директор и снова представил группе как МастерШефа Украины. Но я уже не краснела от смущения, как в прошлый раз, а просто улыбалась.
Сколько людей в вашей группе?
56 человек! Это очень много, так что приходится быть предельно внимательной. Я стараюсь всегда занимать место в первом ряду. Около сорока человек из моей группы – это китайцы, корейцы, тайванцы и японцы. Они, как правило, держаться вместе. Остальные – это русские, турки, австралийцы, тунисцы, бразильцы, филиппинцы, колумбийцы, американцы, немцы и украинцы… Да-да, в этот раз я не одна прилетела из Украины: со мной учится девочка из Киева, и мы уже успели подружиться.
Что было на первом занятии?
Ну, нам выдали форму, книги и набор ножей. Это тот же набор, который я получила на прошлом курсе, поэтому пользуюсь им. Первую неделю я была ассистентом – это что-то типа дежурного. Просто я уже знала, где всё находится, могло легко разобраться с расписанием. В общем, старалась всем помогать и заработала прозвище «мамочка».
Почему вы решили продолжить учебу во Франции именно на кондитерских курсах?
Еще на финале ко мне подошла Жанна Бадоева и спросила: «Если вы выиграете, что будете делать дальше?». Я ответила так: «Отдохну немного и поеду учиться. А что потом? Потом снова учиться!» То есть уже тогда я четко решила: если стану победителем, обязательно окончу курсы кондитера в LCB. Кондитерским искусством я заболела еще на шоу «МастерШеф». Возможно, из-за стресса были задействованы какие-то скрытые уголки подсознания – не знаю… Но сейчас мне кажется, что именно в качестве кондитера мне (человеку творческому) удастся максимально раскрыться и достичь больших высот. В кондитерском цеху нет тех суеты, крика и спешки, которые являются неизменным составляющими обычной кухни.
Правду говорят, что для кондитера Париж – это настоящий рай?
В жизни не видела столько кондитерских и такого разнообразия исполнений! Это притягивает – вы просто не можете пройти мимо. В голове лишь один вопрос: «Как? Как они это делают? Я тоже так хочу!» (Смеется.) От самых невзрачных кафешек до пафосных кондитерских с историей – везде найдется что-то эксклюзивное. Изучая всё это разнообразие, я составляю мозаику будущей кондитерской.
Расскажите теперь о своих преподавателях. Шефы строгие?
Разные. Они могут шутить и смеяться на теоретическом занятии. Но потом будет практика, где «хи-хи» уже не поможет. Поэтому нужно быть максимально внимательным. Вот азиаты очень медлительны, и шефы иногда раздражаются. И всё же они ведут себя сдержанно, ведь для них главное – это передать знания. Ты смотришь на шефа и говоришь: «Я не понимаю». И он рассказывает снова и снова, пока до тебя не дойдет. Каждый обладает массой наград, имеет за плечами огромный опыт, но никто вида не подаст, что чем-то тебя превосходит. Поэтому переспрашивать не страшно. Сейчас я прохожу базовый курс, потом будут средний и высший. На среднем начнется работа с шоколадом, конфетами и макарунами. А на высшем – работа с цветами и сахарными статуями. (Смеется.) Так вот каждый шеф специализируется на чем-то одном: один – чемпион по сахару, а другой – великий шоколатье. (Смеется.)
В своем кулинарном блоге вы рассказываете о том, как научились делать то или иное блюдо. А есть ли десерты, которые вам не даются или даются тяжело?
Глобальных сложностей пока не возникало. Единственная проблема пока – это работа с кремом: всякие цветочки и вензелечки, которые делаются с помощью всевозможных насадок. Извести на них ведро крема оказалось недостаточно. Шеф говорит, что умение придёт – нужна практика. Может, я придираюсь к себе, но дома я застилаю стол пищевой пленкой, взбиваю сливки и понеслась… Не на торте же рисую, поэтому узоры можно хоть по десять раз выводить на столе, а потом – обратно в мешок. (Смеется.) Вот такая домашняя работа…
Вам не скучно на базовом курсе?
Базовый курс – это азы: виды теста, крема и техники. Ничего вроде бы сверхъестественного, но много нового. Например, когда мы делали пралине, я узнала, что сахар должен пройти несколько стадий, прежде чем это станет похожим на пралине. Сначала делают сироп. Потом сахар кристаллизуется и становится на вид абсолютно не пригодным. Мне даже показалось, что всё – шеф стратил! Но нет… (Смеется.) Еще немножко химии и волшебства, после чего сахар превращается в карамель – гладкую, золотистую и ароматную! Это очень интересно. И так во многих вещах.
После первого визита в Париж вы рассказывали, что скупали в кондитерских разные вкусности, но не ели их, а препарировали, чтобы понять, как они сделаны. Сейчас продолжаете этим заниматься? И насколько такой метод вообще эффективен в процессе обучения искусству кондитера?
Как раз недавно нам рассказывали о таком методе: если вы идете завтракать, не нужно каждое утро покупать одну и ту же булочку – возьмите что-то новое и изучайте. Я занималась этим ранее и сейчас продолжаю. Я покупаю десерты, но уже не в столь большом количестве. Многое из того, что вижу, мы учимся готовить своими руками. И если в прошлый приезд меня интересовало, что же там внутри, то теперь для меня это уже не загадка. Поэтому сейчас я изучаю внешний вид сладостей, их оформление. Шеф перечислял кондитерские, которые нам стоит посетить, и те, в которых нам, возможно, предстоит стажироваться. Но признаюсь, что в этот раз финансовый вопрос немного острее, так что я должна продумать всё так, чтобы мне хватило денег на время обучения и на период стажа, дай Бог он будет. В общем, приходится быть более сдержанной в своих желаниях.
Значит, ваша главная цель – это заработать на курсах высший балл, чтобы получить возможность остаться в Париже еще на три месяца, стажируясь в одном из кондитерских кафе?
Моя цель – это своя кондитерская. Для того чтобы ее достигнуть, мне нужны знания и опыт, а без стажа всё не то. Поэтому я должна получить высокий балл – сейчас выкладываюсь по максимуму.
Интересно: есть ли у вас любимое заведение, в которое вы хотите попасть на стажировку?
Есть место в кондитерской Пьера Эрме и в «La Duree», но это, конечно, нереально. Хотя вдруг повезет? (Смеется.)
Вторую часть интервью с Елизаветой Глинской читайте на нашем
сайте завтра. В нем очаровательный кулинар расскажет о том, почему в
Париже невозможно приготовить борщ, как одеваются истинные парижанки, и
чем ей не нравятся французские мужчины…
Роман Щербаков, сайт STB.UA
Напоминаем, что следующий сезон «МастерШеф» стартует на канале СТБ этой осенью. А уже сейчас вы можете узнать кулинарные секреты от Эктора Хименес-Браво, Татьяны Литвиновой и Лизы Глинской и других мастеров поварского искусства, посмотрев специальную рубрику в программе «Все буде добре».