Красивая речь – ключ к успеху. Психолог Анна Кушнерук убеждена: если сейчас вы начнете развивать дикцию и риторику у ребенка, то уже через месяц он станет лучше учиться.
Грамотная эмоциональная речь ребенка влияет на его успешность в школе, на отношения с одноклассниками. Ведь если ребенок говорит плохо и неуверенно, говорит тихо и медленно или наоборот – очень быстро, или же если от волнения не может сказать ни слова, то для сверстников это может стать поводом его высмеять и подразнить. Уже от этого ребенок чувствует себя неуверенно, не хочет отвечать в школе или даже из-за волнения толком не может ответить. Учителя думают, что он просто не подготовился, специально срывает урок, и поэтому ставят двойки. А что дальше? Из-за ощущения такой несправедливости у ребенка может пропасть желание учиться, а в таком возрасте – 6-9 лет дети получают фундамент знаний и умения их использовать. Если не исправить эту ситуацию, она может вылиться в тяжелый случай – низкие оценки до 11-го класса, из-за чего ребенку трудно будет поступить в университет, будут сложности с тем, чтобы обзавестись друзьями и личной жизнью. А причиной тому могла быть именно некачественная речь, которая не дала ему возможности выразить свое собственное содержание, которое может быть тонким и очень интересным. Интересный опрос провели социологи: они спросили у работодателей, по какой причине те не берут к себе некоторых сотрудников. На одном из первых мест было то, что человек не очень хорошо говорит. То есть проблемы могут возникнуть и во взрослом возрасте. И чтобы этого не было, родители должны вовремя заняться проблемой речи своего ребенка. Поэтому сегодня мы расскажем, как быстро улучшить речь ребенка и сделать его успешным.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как воспитать ребенка-лидера?
«Аканье» и «эканье» распространенная проблема даже среди взрослых. Эти звуки непроизвольно выговариваются, пока человек обдумывает, что нужно сказать дальше. Также причиной может быть маленький словарный запас ребенка. Если в детстве не заняться решением этой проблемы, он будет всегда так говорить, а у слушателя это вызывает раздражение. Если ребенок говорит тихо, это следствие неуверенности в себе и замкнутости. Возможно, в школе у него получается далеко не все, для него это стресс. Такую проблему обязательно нужно решать, потому что он может перестать учиться, перестанет стремиться к лучшему, остановится в развитии и будет всю жизнь мямлить, ему трудно будет найти работу или устроить личную жизнь. Монотонная речь зависит от темперамента человека, зачастую так говорят меланхолики или флегматики. Но эту проблему можно решить. Даже людям с такими типами темперамента можно добавить в речь эмоции.
Упражнение «Ассоциации». Чтобы убрать из речи ребенка «эканье» и «аканье», ему нужно просто больше читать. И это решит проблему – будет пополняться его словарный запас, и эти пуазы-паразиты будут исчезать. Но есть хорошее упражнение «Ассоциации». Называйте ребенку слово, например, слон – и пускай он его описывает по ассоциациям. Отвечать нужно, не задумываясь. Просто говорить то, что первым приходит в голову. Пусть оно будет даже неправильным. Это поможет ребенку быстро формировать свою мысль. Оно еще хорошо тем, что ребенок эмоционально может сказать «большой слон», «маленький слон», «сердитый слон» – в этих словах разные эмоциональные оттенки. Выполняя это упражнение, нужно постепенно повышать сложность слов – это автоматически будет пополнять словарный запас ребенка и научит его им оперировать. И уже через 2-3 недели он избавится от эканья. Тогда ребенок будет логически выстраивать предложения. Говорите ему свои ассоциации, пускай запоминает ваши слова. И тогда «эканье» и «аканье» исчезнет из речи ребенка, увеличиться словарный запас и улучшится логика строения предложений.
Упражнение «Слоги». Нужно повторять слова по слогам. Шампунь – ШАМ-ПУНЬ. Портфель – ПОРТ-ФЕЛЬ. И так далее. Просите ребенка иногда говорить по слогам. Скажите: «Владик, играем в слоги!» И он должен говорить все, разбивая слова на слоги.
Упражнение «пантомима» и «зарядка». Нужно с ребенком играть в пантомиму. Просить показывать различные выражения лица. Это не только отличный метод артикуляционный гимнастики, но и развивает мышцы лица, губ и языка. Тогда рот не будет зажатым, что поможет выговаривать слова четко. Нужно делать медленные движения и читать что-то вслух. Например, учим небольшой стих и, рассказывая его, делаем медленно зарядку – так речь будет подстраиваться под движения.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: Как воспитать ребенка по системе Монтессори.
Осталась не менее важная проблема – сильное волнение, из-за которого ребенок задыхается и не может сказать ни слова. С психологической точки зрения – это неуверенность в том, что ребенка правильно поймут. Он боится, что скажет что-то не то, и это будет для него позором. Ребенок знает, что нужно говорить, но из-за страха ошибиться начинает еще больше в себе закрываться.
Упражнение «милиционер». Оно помогает регулировать количество набранного воздуха, выдыхать плавно, как при разговоре. Нужны свистки, чтобы дуть в них дуть по команде: «Нарушитель». Нужно встать ровно, при вдохе живот должен надуться, расширить ребра, при выдохе живот сдувается, а плечи не должны подниматься. Этим упражнением мы научимся не только правильно вдыхать и выдыхать, а так же фиксировать все нужные движения живота и плеч. Это упражнение можно сделать 5 раз подряд, но потом нужно отдохнуть десять минут. Потому что даже у взрослых может закружиться голова. Давайте повторим, а взрослые тоже могут не стесняться – это упражнение очень полезно для всех – как для голоса, так и для здоровья!
Упражнение «Стихотворение с движениями». Следующее упражнение научит говорить много слов на одном выдохе, а это очень важно для речи. Также с его помощью мы будем развивать диафрагму и легкие. Не нужно будет постоянно вдыхать, так как частые вдохи сразу дают дефект речи, одышку или задыхание. У спортсменов правильное дыхание, потому что их тело физически развито. Особенно пресс, который играет важную роль в правильном дыхании. Поэтому следующее упражнение задействует и голос, и движения – так мы эффективней добьемся нужного результата, научимся дольше говорить на одном выдохе, тогда речь не будет перебиваться добиранием воздуха. Движения во время речи помогут еще больше увеличить объем воздуха в легких. Нужно набрать больше воздуха в легкие и прочитать две строчки стихотворения, не добирая воздуха в легкие. Вдохнуть можно только после того, как вы закончите читать вторую строчку. Вдыхать, чтобы животик вздувался, а на выдохе плечи не должны подниматься.