До Дня незалежності канал СТБ готує 5 історичних фільмів

Телеканал СТБ

Совсем скоро украинцы будут отмечать 25-ю годовщину независимости. Третий год подряд этот праздник омрачается событиями на востоке страны, а потому без горького привкуса не обойдется. Помня об этом, телеканалы дружно ломают головы над вопросом, что бы такого предложить зрителю, чтобы он смог одновременно и удовольствие получить, и о важном задуматься. И пока одни выбирают простой и понятный путь, готовясь угощать аудиторию привычными концертами, другие напрягаются по полной, стремясь не только удивить, но и заставить зрителя выучить наконец уроки истории. Узнав, что к празднику задумал телеканал СТБ, “Медианяня” без колебаний отнесла его ко второй группе, и вот почему.

Если говорить предметно, то главная фишка праздничного спецпрограммирования на СТБ в этом году – серия фильмов ко Дню независимости Украины, посвященных людям, которые пожертвовали жизнью или свободой ради Украины. Картин всего пять, и у каждой свой сюжет, актеры, жанровая принадлежность и освещаемый временной отрезок: о битве под Крутами, о Василии Стусе, о Второй мировой войне, о Небесной сотне и обороне Донецкого аэропорта.

СТБ, День Независимости, Тала Пристаецкая, Ахтем Сеитаблаев, Станистав Боклан

На подступах к локации меня встретила вот такая компания. Страшновато, но оказалось, что это – массовка, изображающая политзаключенных советского лагеря, куда во время Второй мировой попал Михаил Бунь

СТБ, День Независимости, Тала Пристаецкая, Ахтем Сеитаблаев, Станистав Боклан

Там, где есть заключенные, обязательно должны быть и охранники. Вооружены и очень опасны, между прочим

СТБ, День Независимости, Тала Пристаецкая, Ахтем Сеитаблаев, Станистав Боклан

И четвероногие помощники тут как тут

СТБ, День Независимости, Тала Пристаецкая, Ахтем Сеитаблаев, Станистав Боклан

Собаки, кстати, не простые, а очень даже дрессированные. С ролью лагерных охранников они справлялись на отлично

СТБ, День Независимости, Тала Пристаецкая, Ахтем Сеитаблаев, Станистав Боклан

Массовка тем временем набиралась сил

СТБ, День Независимости, Тала Пристаецкая, Ахтем Сеитаблаев, Станистав Боклан

А самые активные ее представители бодро позировали моему фотографу. Видите, как профессионально человек прикладом замахивается? Не иначе, как в милиции когда-то работал

СТБ, День Независимости, Тала Пристаецкая, Ахтем Сеитаблаев, Станистав Боклан

Собаки же к отдыху относятся более ответственно и в перерыве не ерундой занимаются, а борются с жаждой

СТБ, День Независимости, Тала Пристаецкая, Ахтем Сеитаблаев, Станистав Боклан

Тем временем оператор Сергей Ревуцкий находится в поиске лучшего ракурса

СТБ, День Независимости, Тала Пристаецкая, Ахтем Сеитаблаев, Станистав Боклан

Кстати, с этим на локации проблем не было: заброшенная ферма оказалась настолько фактурной, что без труда и особых вмешательств сошла за советский лагерь для политзаключенных.

СТБ, День Независимости, Тала Пристаецкая, Ахтем Сеитаблаев, Станистав Боклан

Над актерами, их изображавшими, вовсю трудятся гримеры

СТБ, День Независимости, Тала Пристаецкая, Ахтем Сеитаблаев, Станистав Боклан

Результат, к слову, поражает – на некоторых персонажей без содрогания невозможно смотреть. И это, кстати, еще ничего: например, для фильма о битве под Крутами одному актеру «сделали» весьма правдоподобный открытый перелом.

СТБ, День Независимости, Тала Пристаецкая, Ахтем Сеитаблаев, Станистав Боклан

Режиссер Юлия Павлова на своем посту очень серьезна. Еще бы, столько народу целый день по жаре туда-сюда перемещать

СТБ, День Независимости, Тала Пристаецкая, Ахтем Сеитаблаев, Станистав Боклан

А вот, кстати, и они – выстроились в ожидании «мотора»

СТБ, День Независимости, Тала Пристаецкая, Ахтем Сеитаблаев, Станистав Боклан

Еще немного – и можно писать

СТБ, День Независимости, Тала Пристаецкая, Ахтем Сеитаблаев, Станистав Боклан

Когда массовые сцены были готовы, на площадку приехал и сам Михаил Бунь, семье которого посвящен один из фильмов. Ввиду преклонного возраста, героя дня решили не томить на площадке целый день, а быстренько записать нужные сцены и отпустить

СТБ, День Независимости, Тала Пристаецкая, Ахтем Сеитаблаев, Станистав Боклан

Но сначала – обязательный грим, куда ж без этого

СТБ, День Независимости, Тала Пристаецкая, Ахтем Сеитаблаев, Станистав Боклан

Настоящий Михаил Федорович в картине появится лишь в эпизоде, а его в молодости сыграет Александр Рудинский. Похожи, не правда ли?

СТБ, День Независимости, Тала Пристаецкая, Ахтем Сеитаблаев, Станистав Боклан

Надо отметить, что съемочная группа переживала напрасно – Михаил Федорович держался молодцом: то закурит, чтобы расслабиться,

СТБ, День Независимости, Тала Пристаецкая, Ахтем Сеитаблаев, Станистав Боклан

то с девушками заигрывать начнет

СТБ, День Независимости, Тала Пристаецкая, Ахтем Сеитаблаев, Станистав Боклан

А позирует он вообще мастерски!

Нагулявшись по площадке и насмотревшись на стилизацию картин послевоенных репрессий, я решила выяснить всю подноготную проекта у одного из его авторов – Талы Пристаецкой. Благо, та без проблем согласилась ответить на все мои вопросы:

СТБ, День Независимости, Тала Пристаецкая, Ахтем Сеитаблаев, Станистав Боклан

– Тала, расскажите, кому пришла идея снимать фильмы ко Дню Независимости и почему вы выбрали именно такой формат?

– Я бы сказала, что у нас творческое трио. Все началось с идеи, рожденной на совместном совещании меня, руководителя «Вікна. Новини» Володи Павлюка и одного из ведущих журналистов проекта Сергея Стеценко. Сначала речь шла о том, что, поскольку грядет День Независимости, было бы хорошо сделать несколько тематических сюжетов в новости. Спустя недели три мы уже понимали, что это не просто сюжеты, а, скажем так, большие сюжеты, а еще через неделю они уже превратились в фильмы (улыбается). Кстати, изначально мы хотели делать документальные картины, но когда приступили к написанию сценариев «Крут» и «Стуса», поняли, что материала очень мало. А повторять то, что многие делали до нас – редкие фотографии, перемежающиеся комментариями историков – нам не хотелось. Во-первых, так мы бы не смогли открыть ничего нового, а во-вторых, нам хотелось рассказать не столько об исторических событиях, сколько о людях, которые за ними стоят. Вот так, собственно, мы и пришли к этой необычной форме, когда из пяти фильмов три будут художественными.

– Но два документальных все же осталось. Почему?

– Нас и на работе все об этом спрашивают (смеется). Документальные проекты посвящены Небесной сотне и обороне Донецкого аэропорта. Я искренне считаю, что сегодня очень важно сохранить максимальную документальность этих тем. Это тот случай, когда не нужно уходить в художественную образность и пытаться показать этих людей через других людей-актеров. Все слишком свежо в памяти. Так мы и решили, что наши фильмы не будут одинаковыми ни по жанрам, ни по форме.

– Я понимаю, что переоценить важность этим тем невозможно, но День Независимости – все же праздник, а каждое из событий, которое вы освещаете – довольно болезненно для Украины. Почему вы пошли таким путем?

– Есть простой и сложный ответы. С какого начать (улыбается)?

– Давайте с простого.

– Ничто так не заставляет человека ценить то, что он имеет, как осознание той жертвы, на которую кто-то ради этого пошел. Теперь сложный ответ: я искренне считаю, что человек, который упорно не хочет учить урок, будет получать его снова и снова, только ставки с каждым разом будут все выше. Причем это касается не только личностных вещей, но и глобальных. Так вот, много событий, о которых мы рассказывает – это недоученные уроки нашей страны. Чем больше я читаю и разбираюсь, например, в теме боя под Крутами, тем больше понимаю, что дело не только в том, что история циклична, а еще и в том, что мы все время наступаем на одни и те же грабли.

– Актуальность Майдана и АТО понятна, а как выбирали остальные сюжеты? Ведь наша история, в общем-то, богата такими невыученными уроками.

– По большому счету, Украина впервые получила государственность только в 1917 году, когда, в том числе и благодаря бою под Крутами, был подписан Брест-Литовский договор. Это, конечно, не 100 лет, но почти. И мы хотели проследить ключевые моменты нашей истории от этой, первой попытки получения государственности до нынешних времен, когда мы в очередной раз вынуждены ее отстаивать. Кроме того, я неожиданно столкнулась с тем, что люди очень мало знают собственную историю. У нас огромное количество мифов – например, многие уверены, что студентов под Крутами было 300 и они все погибли – по аналогии с «300 спартанцев», а когда спрашиваешь у людей, рожденных после 1990 года, кто такой Василий Стус, они говорят – это, наверное, что-то из политики. Если говорить об исторических вехах, которые отражены в наших фильмах, то Круты, как я уже говорила, – это первая попытка получить государственность, история семьи Бунь – это Вторая мировая война и те события, которые она за собой повлекла, история Василия Стуса – зеркальное отражение украинского диссидентства, всего, что происходило в 70-80-е годы. Ну а Небесная сотня и ДАП в объяснениях не нуждаются.

СТБ, День Независимости, Тала Пристаецкая, Ахтем Сеитаблаев, Станистав Боклан

– Расскажите о команде, занятой на проекте.

– Команда у нас огромная и прекрасная! Как и всегда на спецпроектах, мы собираем лучших из лучших, небезразличных людей, которым хочется сделать что-то большое. Чтобы никого не пропустить, пойду по фильмам. «Круты» писала Оля Кржечевская, а режиссером выступил Анатолий Григорьев, которого я считаю отличным, но нераскрытым режиссером: все, что он делал до этого – хорошее, но одноплановое, а Толик, как мне кажется, способен на гораздо большее. Оператором здесь выступил Андрей Урбанский – главный оператор канала. Над историей семьи Бунь у нас работает семейный тандем – Юля Павлова и Сережа Ревуцкий. Мы, кстати, шутим, что Ревуцкий – это наш ответ Любецки, потому что, например, вчера мы снимали сцены с естественным освещением. Причем Любецки снимает 30 секунд в день, а Сережа вчера снял 3 минуты (смеется). Сценаристом этого фильма выступила Юлия Терещенко, ранее работавшая над проектом «Дорогая, мы убиваем детей». Над фильмом о Стусе в качестве сценаристов работали Сережа Стеценко и Таня Высоцкая. Это, кстати, их первая попытка написать сценарий, и, как по мне, невероятно удачная. Оператором здесь выступает Дима Плюта, а режиссером – Антон Щербаков, известный работой на проекте «Орел и решка» и первом сезоне скетчкома «Коли ми вдома», а из последнего – мы с ним делали «Телетриумф». Картину о «Небесной сотне» начинала делать команда, состоящая из сценариста Алины Барковский, режиссера Нины Озимок и оператора Валентина Кагановича. Но, поскольку сейчас они работают над запуском другого эфирного проекта, к работе подключатся другие ребята, и фильм получится самым «семейнорожденным» (улыбается). И, наконец, фильм о ДАПе делают Евгений Степаненко, который сам там служил и выступил режиссером, редактор Жанна Довгич, написавшая сценарий, и оператор Володя Кратинов.

– Где берете материалы?

– Ищем информацию в интернете, в архивах. Что касается непосредственно съемок – на площадке работает исторический консультант Андрей Швачко. Он занимается подготовкой визуальных материалов, скажем, как выглядели интерьеры, форма. Без его разрешения в кадр ничего не допускается. На «Крутах», например, было так, что мы уже высадили массовку, подготовились снимать, и тут Андрей ко мне подходит: «Тала, мы не можем снимать – на одном мальчике рубашка из 40-х» (смеется). Конечно, сохранить историческую достоверность на 100% не всегда получается, но мы очень стараемся сделать максимум и в костюме, и в реквизите, и в деталях.

– Судя по всему, вы только распробовали работу над масштабным историческим проектом. Не хочется сделать что-нибудь еще в таком духе, возможно, уже есть идеи?

– Да, это так (улыбается)! И идеи, конечно есть. Я очень жду, когда мы выдохнем и можно будет из монтажки попасть в административную часть, сходить к Бородянскому и предложить пару вариантов (смеется). Если говорить серьезно, то эти фильмы доказали, что нет ничего невозможного. Это дорого, но речь не идет о запредельных бюджетах. При должной подготовке можно абсолютно все! Сейчас мы работаем в сжатых сроках, а если иметь больше времени, то и результат будет еще круче.

– Как, по-вашему, эти фильмы воспримет аудитория СТБ?

– Если честно, не знаю. У нас получилось, что по жанрам есть практически все. Фильм о Крутах, например, благодаря тому, что главный герой Григорий Пипский – это больше собирательный образ, хотя и реальный человек, получился исторической драмой с элементами мелодрамы, что нашему зрителю близко. То же самое с картиной о семье Бунь: здесь речь идет о ценностях, о которых мы все время говорим в эфире СТБ. «Стус» вообще будет очень неожиданным. Не хочу программировать и говорить, что это будет артхаусное кино, хотя очень просится (смеется). В то же время, этот фильм полон понятных чувств – боли, переживания, – даже если форма для зрителя будет непривычной, он обязательно все почувствует. А истории, рассказанные в фильмах о Небесной сотне и ДАПе, не могут не трогать. Мне важно, чтобы люди, когда будут смотреть, именно почувствовали, а с этим, думаю, трудностей не будет.

СТБ, День Независимости, Тала Пристаецкая, Ахтем Сеитаблаев, Станистав Боклан

– Поскольку ваши фильмы – это социальный проект, не было ли мыслей прийти, скажем, в Минкульт и предложить им сотрудничество?

– Это провокационный вопрос (смеется). Скажем так, скорость, с которой в таких структурах принимаются решения, не позволяла нам всерьез рассчитывать на какую-то большую помощь. Нам помогли с локациями – например, предоставили для съемок Дом учителя, за что им большое спасибо, но мы прекрасно понимали, что если сейчас обратимся за поддержкой, то к следующему Дню Независимости, может быть, и успеем.

СТБ, День Независимости, Тала Пристаецкая, Ахтем Сеитаблаев, Станистав Боклан

Кстати, одной из самых проблемных оказалась картина, посвященная битве под Крутами. Дело в том, что это историческое событие происходило, если помните, в январе, а сейчас на улице жаркий август. Представляете, как настрадались актеры в зимних шинелях?

А на самую большую жертву, я считаю, пошел Ахтем Сеитаблаев. Вы увидите его в роли Василия Стуса вот в таком воплощении:

СТБ, День Независимости, Тала Пристаецкая, Ахтем Сеитаблаев, Станистав Боклан

Кто бы мог подумать, что стоит Ахтему побриться почти наголо, как он станет неотличим от самого известного украинского диссидента

СТБ, День Независимости, Тала Пристаецкая, Ахтем Сеитаблаев, Станистав Боклан

Хочется верить, что у Пристаецкой сотоварищи получится донести до украинцев важность истории, и нужные уроки наконец будут выучены. 

Источник: Медианяня