Проект «Нова Масляна-2013» получил награду в номинации лучший дизайн проморолика

Телеканал СТБ

Ни для кого не секрет, что телеканал СТБ обладает одним из самых запоминающимся стилей в дизайне среди других украинских телеканалов, а каждая его промокампания отличается своей яркостью, свежестью и инновационным подходом. Шеф-дизайнер телеканала СТБ Александр Сербин уверен, что на телеканале сегодня работает самая лучшая команда дизайнеров, что в который раз подтверждают многочисленные победы в различных профильных конкурсах. В эксклюзивном интервью сайту СТБ Александр Сербин рассказал о работе своего отдела, а также о проектах, которыми занимаются сегодня.

Александр, «Нова Масляна» получила премию украинского конкурса дизайнеров… Расскажите об этой работе. Насколько сложно было ее воплощать?

По правде сказать, это уже вторая награда, которую получила «Нова Масляна-2013». На российском конкурсе «Медиабренд» наш проект взял третье место как лучшая комплексная промокампания.

В этот раз «Нова Масляна» получила награду «The Very Best of» в номинации лучший дизайн проморолика.

Изначально проморолик не задумывался целиком состоящим из графики, но когда мы взялись за сбор материалов, оказалось, что видео по Масленице у нас настолько мало, что работать, по сути, было не с чем. Помню, мы сидели и смотрели единственный видеореференс на тему Масленицы из фильма «Сибирский цирюльник», и понимали, что не густо. Да и понятно, что нельзя строить проморолик Масленицы СТБ на материале «цирюльника». Поэтому мы предложили создать промо полностью на графике. Мы задались целью построить целый мир: яркий, шумный, праздничный. И не только построить, а и привязать его к площадке ВДНХ, где проходила Масленица. Нам хотелось создать такую атмосферу праздника, чтобы каждый зритель, посмотревший проморолик, захотел стать частью этого праздника, чтобы он захотел пойти туда со всей семьей.

MSL_characters-color_v01_nsh.jpg

Герои мира Масленицы

Прежде всего, были разработаны несколько вариантов логотипа, один из которых сочетал в себе образ солнца и блина одновременно. Он был достаточно быстро утвержден и работа пошла сразу на двух параллельных участках: создание фирменного стиля и собственно проморолика.

Большой кусок работы пришелся на тесты: мы экспериментировали со стилистикой, формой, анимацией. Хорошо помню, когда мы собрали мудборд (англ. Moodboard – «доска настроения», –  визуальное представление дизайн-проекта, состоящее из изображений, описаний, образцов и пр. Служит для отражения общего настроения и тематики проекта) и «нащупали» очень приятную тему вечерней атмосферы: вечер, звезды, елки, блестящий снег. Но вскоре мы пришли к выводу, что это скорее Рождество, а Масленица – это дневной праздник. Поэтому полдень сменил вечер, солнце – звезды, а елки и снег обрели другое настроение: более светлое, более семейное.

Ektor_progress.jpg

Персонаж Эктора Хименес-Браво в проморолике Масленицы на разных этапах призводства

Мы создали геометрическую модель нашего мира, создали один большой пролет камеры и затем разбили весь ролик на четыре участка, над анимацией которых работали 10 дизайнеров. Нужно было создать анимацию людей спешащих на праздник, автомобили, аниматоров, развлекающих народ, толпу возле сцены и артистов на ней, ледяные фигуры, Эктора Хименес-Браво как одного из главных действующих лиц праздника, людей, которые едят блины. Даже собакам, выпрашивающим лакомый кусочек блина и птицам, клюющим крошки, нашлось место.

Когда все четыре части были готовы, и мы стали собирать все детали в одну сцену, мы столкнулись с новой трудностью – оказалось, что вся трехмерная графика, соединенная в одну сцену занимала настолько большой объем памяти, и ни один компьютер «поднять» её был не в состоянии. Компьютеры просто «висли». Мы в срочном порядке стали искать дополнительную оперативную память. Помогали все, равнодушных не было. Но в итоге мы справились. Рендер всей сцены с предварительными прокси-просчетами занял более 5 часов.  Какое было общее время просчета, я даже затрудняюсь ответить: оно исчислялось десятками часов.

01.jpg

Точная трехмерная модель Масленицы в Экспоцентре

Ну а дальше – финальная озвучка, музыка, подготовка к эфиру. Скажу, что работа над роликом заняла ровно 42 дня от первых скетчей до эфирной версии, но ролик вышел эфир именно в тот день, который был запланирован.

Расскажите, пожалуйста, о работе своего отдела в целом: в чем она заключается, что именно создаете, и с какой целью?

Наш отдел занимается графическим оформлением всего, до чего способен дотянуться или, скорее всего, что способно дотянуться до нас: от табличек на двери и визиток до оформления передач, шоу и всего канала в целом. Большая часть – это, конечно, одежда для шоу и эфирное анонсирование. В телеэфире любая информация воспринимается легче и понятнее, если она состоит из трех китов: звука, видео и графики. Вот графическая часть – это наше!

Но этим мы не ограничиваемся – мы создаем графику для видеостен всех наших талант-шоу, оформляем фильмы, церемонию проекта «Гордость страны». И даже в таком масштабном проекте как «Нова Масленица» графическое оформление праздника, территории ВДНХ, рекламной кампании было целиком разработано нашим отделом.

GK13.jpg

Пекшот из оформления «Гордость страны»

Одним словом, мы сначала создаем – рисуем, генерируем на компьютере, а затем все это анимируем и «двигаем» то, что не «двигалось» ранее (улыбается).

Над какими проектами работаете сейчас?

Сейчас мы работаем над оформлением новых проектов – «Все буде смачно» и «Я соромлюсь свого тіла», создаем фирменный стиль для нашего HR департамента, оформляем фильм «АНТИСПИД», скетчком «Когда мы дома», а также продолжается каждодневная работа по поддержанию проектов, которые идут в эфире, работа над которыми не прекращается никогда.

Кроме того, на днях уже стартовали прямые эфиры «Х-фактора» и скоро стартуют прямые эфиры «Танцуют все!». Уже полным ходом создается новая уникальная графика на экраны.

XF.jpg

Какими работами гордитесь?

Даже сложно перечислить. Гордимся сценографикой на экраны, графикой для фильма «Антиспид», который транслировался на Майдане Незалежности перед концертом группы «Queen»  в прошлом году. Гордимся всеми промомакетами для прессы, оформлением таких шоу как «Хата на тата», «Україна має талант», «Детектор брехні», «Все буде добре» и многими другими. Гордимся новым подходом к графическому оформлению анонсов, где каждое оформление – уникально; гордимся осенней промокампанией и рекламными перебивками, в которых мы объединили звезд телеканала, бренд СТБ и бренды наших шоу. И, конечно же, гордимся промороликом «Новой Масляной» – это была уникальная работа и уникальный опыт.

DB.jpg

Рекламная перебивка в которой объединены бренд телеканала, звезда шоу и бренд самого шоу


Как создается дизайн того или иного проекта: сколько человек над этим работает, как проходит сам процесс, сложно ли это?

Во многом зависит от проекта. Как правило, в процессе участвуют арт-директор, который ведет проект и дизайнеры (всего у нас 5 арт-директоров и 21 дизайнер).

Весь процесс строится так: мы собираемся на мозговой штурм, обсуждаем, в чем суть проекта, составляем ассоциативную карту, на чем можно акцентировать и как показать идею. Все это обязательно записываем. После этого собираем визуальные референсы (образы) и проводим исследования, в том числе и технологии производства. Ведь необязательно вся графика должна быть сгенерирована в 3D. Мы также экспериментировали, например, с бумагой, с технологией стоп-моушн. Параллельно разрабатываем идею или концепцию всего оформления.

Результатом этой работы является тритмент (документ, в котором мы кратко излагаем идею, визуальные образы и описание технологии производства), который обсуждаем с заказчиком. И если идея ему нравится – мы приступаем к работе. Дальше уже дело техники.

MC.jpg

Что вас вдохновляет?

Меня вдохновляют многие работы современных западных и российских моушн-дизайнеров, иллюстраторов, тот творческий поиск, в котором они пребывают, новые инструменты, новые интересные ходы и решения. Эта тема неисчерпаема. Ведь все новое – это хорошо переделанное старое. Поэтому мы стараемся следовать духу времени. А вдохновить нас может также музыка, какая-то картинка, просто хорошее настроение.

Посещаете ли профессиональные конференции?

Безусловно. Стараемся как можно чаще их посещать, смотря насколько нас может отпустить работа.

Как мотивируете сотрудников в отделе?

Творчество – штука сложно формализуемая, поэтому невозможно творческого человека заставить, или какими-то материальными средствами мотивировать его сделать что-то необычное. Главное – внутреннее стремление и внутренняя мотивация дизайнера сделать работу, которая будет чем-то отличаться, будет оригинальной, инновационной, и, в конце концов, это будет не то, что было сделано вчера. У нас нормально сделанная работа – это плохо сделанная работа, поэтому мы стараемся, чтобы каждая следующая сделанная нами работа была круче предыдущей. Каждому дизайнеру приятно, когда его работа считается лучшей.

По какому принципу подбираете специалистов в свой коллектив?

Наверное, это самый сложный вопрос, потому что у нас в Украине ни один ВУЗ не готовит моушн-дизайнеров. Поэтому все, кто приходит к нам на работу – самоучки. К нам приходят люди с совершенно разным уровнем подготовки, с разными взглядами и навыками. Самое главное, что должно быть у человека – это желание, стремление делать свою работу лучше, а также чувство вкуса. Человек должен быть внутри себя художником, чтобы чувствовать картинку, композицию, цвет. Также человек должен владеть нужным в этом деле инструментарием. Как правило, к нам приходят люди, которые владеют инструментарием, но им сложно настроиться на специфику бродкаст-дизайна. Если у человека есть чувство вкуса и есть навыки, то мы его берем в свой коллектив; если есть чувство вкуса, но недостаточно развито ремесло, то мы его можем научить; а вот если у человека есть владение инструментом, но нет даже намека на чувство вкуса – в таком случае не сработаемся.  

А какие сейчас телевизионные тенденции в Украине?

Последние тренды подразумевают, что бренд телеканала плавно начинает уступать место бренду телевизионного продукта. И вот в этом направление мы также пытаемся не отставать, перестраиваться. Нашу первую попытку объединить бренд телеканала и бренд проекта можно увидеть в рекламных перебивках, которые мы сейчас видим на нашем телеканале. Я считаю, что попытка оказалась удачной. В украинском телепространстве я таких аналогов еще не видел. Также мы стремимся к тому, чтобы в нашем продукте всегда были эмоции, а не сухая, пусть и красивая 3D-картинка.

Я сейчас с полной уверенностью могу сказать, что на СТБ работает лучшая команда дизайнеров среди телеканалов Украины.

VBD.jpg

Кадр из оформления шоу «Все буде добре»


Вспомните, пожалуйста, как и когда вы лично начали заниматься дизайном?

Тяга что-либо оформлять у меня была всегда, сколько я себя помню. Первое, что я оформил, была стенгазета в детском саду.

Вообще начинал я с работы на музыкальном телеканале, после этого решил попробовать себя в пост-продакшне – занимался больше трех лет рекламой и кино, но все это время чувствовал, что мне больше нравятся вещи, которые связаны с моушн-дизайном. Так, три года назад, я пришел на СТБ, чтобы попробовать себя и остался в этой структуре.  

Есть ли у вас творческая мечта?

Скорее всего, эта мечта несбыточная, но она есть. Хотел бы создать полнометражный или сериальный анимационный фильм. Но для того, чтобы создать такую сложную работу, как анимация, этому нужно долго учиться, для этого нужна очень большая, мощная, профессиональная, творческая команда, которая будет состоять далеко не из 30 человек. Также нужен опыт, школа, а сейчас более или менее талантливые аниматоры все уезжают: в Москву, Питер, Францию, США. Хотя знаю, что в Украине сейчас разрабатываются два мультфильма, но работа над ними идет с большими трудностями.  

Но кто знает, возможно, мечты сбываются.

Юлия Жовнир