Владимир Бородянский назвал главные тенденции телевизионного и медиабизнеса

Телеканал СТБ

7-11 сентября в Киеве пройдет международный форум Kiev Media Week, на котором главные игроки рынка соберутся, чтобы обсудить проблемы украинского и международного телевизионного и медиабизнеса. Ключевые участники специально для Forbes формулируют главные тезисы предстоящих дискуссий. Одним из первых свое видение согласился озвучить Владимир Бородянский, руководитель группы StarLightMedia и телеканала СТБ.

Сейчас телеменеджеры особенно остро осознали две вещи: во-первых, контент – король всего, а во-вторых, контроль за его производством (инхауз продакшн) критичен для сохранения бизнеса. Конечно, знали и раньше, но в последнее время прочувствовали на себе. Это такое осознание, которое переходит в действие. В StarLightMedia мы стали действовать еще в 2013 году: начали производить сериалы, и продолжаем развивать это направление.ВВ

Развитие тормозит недостаток денег. Час производства в Украине для прайм-тайма стоит не менее 200 000 гривен, а приносит – всего 60 000 гривен. Сейчас украинский ТВ-рынок – убыточный, по нашим оценкам, его расходы почти в 2,5 раза превышают доходы. Однако эта ситуация заставляет нас искать недорогие способы производства как телевизионного, так и художественного контента.

Не открою Америку, если скажу, что конкурентность художественного произведения зависит, в первую очередь, от уровня драматургии. Именно качественными сценариями и будем брать. Например, скетчком «Когда мы дома», снятый нашими подразделениями Vaverka и StarLight Films, прибылен даже на нынешнем украинском рынке.

Сейчас мы снимаем комедию, будем делать детектив, заказываем много сериалов нашим партнерам – в первую очередь это FILM.UA и Pro-TV. Входящий в нашу группу телеканал СТБ практически 100% собственного производства снимает сам. В StarLightMedia – самое крупное объединенное ТВ-производство в Восточной Европе (а, может быть, и во всей Европе, мы производим 5000 часов в год). ICTV и «Новый канал» чуть позже начали, однако движутся в этом же направлении.

Но медиа – зеркало экономики, и в первую очередь нужно заняться ею, причем на государственном уровне. К примеру, необходимо такое рекламное законодательство, которое не ограничивает, а стимулирует рекламный рынок и, как следствие, производство контента. Нельзя запрещать рекламу безрецептурных фармпрепаратов и пива, как это хотят сделать наши депутаты. Например, в США разрешена реклама не только безрецептурных препаратов, но и рецептурных.

Не стоит запрещать и чужой контент, важнее – защищать и развивать свой. Я верю в сотрудничество в любых формах. Но надо понимать, что копродакшн – это разделение рисков с целью получения прибыли. Произвести качественный сериал в Украине стоит от $50 000 за серию. Поэтому вопрос: где зарабатывать, на каком рынке? Мы рассматриваем несколько проектов совместного производства, но это пока единичные случаи. Впрочем, дорогу осилит идущий.

Примером могут быть Чехия и Венгрия. В начале 2000-х Прага была главной съемочной площадкой в Центральной и Восточной Европе, продюсеров привлекала низкая стоимость производства там. Когда в 2004 году Венгрия ввела налоговый возврат для зарубежных продюсеров, она сразу обогнала Чехию в привлечении иностранных съемочных групп. Если в 2003 году иностранные кинопроизводители не тратили в Венгрии ничего, то в 2004 году они потратили $21 млн, а в 2005-м – $85 млн. Сегодня иностранные продюсеры ежегодно тратят в Венгрии порядка $100 млн. Это произошло за 10 лет благодаря изменению в законе. Но возврат должны получать только те зарубежные продакшены, которые не менее 80% бюджета на фильм тратят в Украине, и прошли так называемый культурный тест – балльную систему оценки фильма по культурным, организационным и техническим параметрам.

Источник: Forbes.ua