Как объяснить ребенку, что происходит в стране?

Телеканал СТБ

Дети впитывают информацию, как губка. Поэтому важно помочь ребенку разобраться в том, что сейчас происходит в стране, и вселить в малыша уверенность в завтрашнем дне. О том, как разговаривать с детьми правильно, рассказала психолог Виктория Любаревич-Торхова.

Что делать, если ребенок боится войны?

Нужно стабилизировать психологическое состояние ребенка. Ведь у него от этой информации возник стресс. Он проявляется по-разному – может быть явный и неявный. Ребенок может не говорить о том, что его волнует, и нормально выглядеть. Но стресс может сказываться вечером, когда ребенок без причины не может долго уснуть. У ребенка меняется поведение в школе, возникают проблемы с концентрацией внимания.

2352a46fe94da7b2207087d9a2ea6364

Поэтому если ребенок задает вопросы о войне, их нельзя игнорировать. Нужно отвечать предельно честно и коротко, но не вселять в ребенка тревожность. Чтобы стабилизировать состояние малыша, нужно ему говорить, что его любят, что у него есть семья, которая сделает все возможное, чтобы он был в безопасности. Нужно говорить, что у него есть дом, родители, игрушки, друзья. Нужно обязательно упомянуть о планах на будущее – если вы собираетесь в ближайшее время сходить с ребенком в театр или в гости, скажите ему об этом. Нужно указать ребенку, что у него есть хорошего сейчас и что хорошее будет в будущем. Важно вселить в ребенка чувство, что он в безопасности, а впереди его ждет много хороших событий. Также важно объяснить малышу, насколько ситуация в стране его касается. Как бы эта концепция не звучала эгоистично и плохо, но ребенку важно понимать, что с ним будет. Он еще ребенок и его задача жить и выжить. Это рефлекс. И поэтому его нужно удовлетворить.

Что делать, если отец, дядя или старший брат ребенка ушли на войну?

Нужно частично делиться информацией о том, как живут близкие ребенку взрослые люди на фронте. Говорить, что, допустим, папа сегодня звонил – говорил, что все хорошо, что он там смотрит в будущее с надеждой и так далее. Что у папы на фронте отличные товарищи, и они справляются с трудностями достойно, как мужчины.

ребенок_боится

Важно привлекать ребенка писать письма и делать рисованные послания солдатам. Так ребенок будет чувствовать свою причастность. Это его социальная потребность. Так ребенок общается с близкими людьми, которые вынуждены были уйти на войну. Если ребенок будет знать, что он способен помочь отцу и на что-то повлиять, то он будет чувствовать себя лучше. Нужно объяснить ребенку, что если он сделает рисунок, адресату будет очень приятно, ведь он будет чувствовать его любовь и поддержку. Он будет внимательным на войне и в большей безопасности.

Стоит ли говорить с ребенком о войне, если он сам об этом не спрашивает?

Мы не изолированы в обществе. Нельзя сказать ребенку, что у нас ничего не происходит, и нас это не касается. Потому что ребенок общается с другими детьми в школе и разных кружках. Может, он слышит разговоры взрослых. Возле него обязательно будет кто-то, кто вовлечен в эту тему. И на ребенке это обязательно будет сказываться. Любая тема, которая избегается в семье, вызывает у ребенка подсознательную тревожность.

rebenok-boitsya-temnoty

Тревожность сама по себе существовать не может. Она должна найти объект и может вылиться в какую-то фобию. Это в итоге скажется на психосоматике: ребенок станет менее внимательным, у него ухудшится сон, изменится поведение. А если еще родители будут его за это наказывать, не желая разбираться в причине, последствия могут быть очень плохими. Часто ребенок не говорит родителям о чем-то только потому, что он им недостаточно доверяет. Или в семье есть другие приоритетные темы. Например, быстрее сделать домашнее задание, поужинать и лечь спать. Все очень занятые, но это не значит, что не стоит обсуждать важную тему, которая витает в воздухе. На нее нужно выделить время. Нужно говорить лаконично и очертить ребенку, что есть хорошего здесь и сейчас, а также – какие у него есть хорошие перспективы.

Можно ли ребенку смотреть новости по телевизору?

Я против того, чтобы разрешать ребенку смотреть сводки новостей по телевидению. Иногда новости таковы, что родители сами не знают, как их прокомментировать, чтобы ребенок понял, что именно сейчас рассказали и показали. В новостях часто делается ставка на эффект «вау!» с целью привлечь большую аудиторию. Этот эффект может вызвать совсем другую реакцию у ребенка и другую ментальную картинку. Родители – не психологи. Они зачастую не знают, как до этого докапываться: чтобы ребенок конкретно очертил, что он понял и как себе это представил. А потом с этим представлением и ментальной картинкой им придется бороться. Смотреть новости для ребенка не очень полезно, потому что это вселяет в него дополнительную тревожность и осложняет родителям задачу объяснить детям происходящее так, чтобы они оставались психологически стабильными.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: Как побороть депрессию из-за событий в стране? Советы психолога Анны Кушнерук

Что делать, если ребенок стал жертвой пророссийской пропаганды?

Это зависит исключительно от родителей: какой у них менталитет, насколько они приверженцы той или иной стороны, какого они СМИ-воспитания. Если родители патриотичны и понимают, что Украина – независимая страна со всеми соответствующими правами, то они должны дать понять это малышу. Лучше всего на ребенка действует метафора, которая затрагивает его самого. Потому что дети часто мыслят от себя, то есть от собственного эго. Поэтому нужно сказать: «Ты – наш ребенок. У тебя есть мама и папа. Представать, что завтра придет какой-то чужой дядя и скажет, что он решил, что ты – его ребенок. Имеет он на это право или нет? Будем ли мы сражаться за тебя? Конечно, будем. И никогда тебя не отдадим». Так и Украина.

6641cd65ceКак объяснить ребенку, что теперь в семье стало меньше денег на игрушки и развлечения?

Здесь большую роль играет первичное воспитание. Хуже если родители только взялись за голову и решили наконец-то воспитывать в ребенке нематериальное проявление чувств любви и заботы. Так или иначе, честность побеждает все, поэтому мы должны объяснить ребенку все так, как есть: «Понимаешь, малыш, раньше у нас было больше денег. Мы тогда покупали тебе больше игрушек. Сейчас у нас такой возможности нет. Но мы любим тебя не меньше, а так же сильно, как раньше». Далее нужно предложить ребенку сделать игрушку своими руками или поиграть в игры, которые не требуют дорогих покупок. В Интернете можно найти кучу статей и книг о том, как поиграть с ребенком, какие игры придумать из подручных средств.

Какие сказки помогут отвлечь ребенка от тревожных мыслей?

Все родители знают, что приносит удовольствие их ребенку. Это может быть его любимая сказка из детства, которую он готов слушать в тысячный раз. Ребенку можно предложить досочинить эту сказку или сыграть ее в рамках небольшого домашнего спектакля. Это ресурсная сказка – то есть, она содержит позитивный ресурс, который всегда будет поддерживать ребенка. Если мы развлекаем ребенка, мы ищем что-то новое, что приводит его в состояние восторга. Совсем другая вещь – это когда мы прорабатываем стресс. Мы предлагаем ребенку сказочную канву, в которой ребенок сам выбирает, кто кем будет, а также – что герои будут делать. Мы не готовим профессиональный сценарий, а придумываем сказку на ходу. В итоге ребенок проговорит все то, что его волнует. Свои стрессы он вселит в своих героев. И в ходе этой сказки родителю будет понятно, где искать пути решения.

Должна ли школа заниматься вопросами тревожности детей?

Сейчас дети действительно стали более тревожные. С ними мало говорят родители. Родители только могут сказать детям, что все будет хорошо. Если хорошо только будет, значит, сейчас что-то плохо. А что плохо? Это не проговаривают детям. Они затихают и переживают свои тревоги и страхи наедине. Им не с кем об этом поговорить. Они могут поговорить только с другим ребенком. Но дети склонны к фантазиям. Они должны что-то придумать и во что-то облекать свою тревогу. Поэтому в своем коллективе они только усиливают тревожность. Школа должна проводить уроки, на которых дети лучше понимали бы, что же сейчас происходит в стране. Это коллективная работа, в которой участвуют психологи и педагоги. Эти уроки помогают психологически стабилизировать детей. Потому что не все родители могут справиться с этой задачей. Чтобы ребенок чувствовал себя хорошо, это должна быть работа с двух сторон. Чтобы та работа, которую проводили родители дома, не нивелировалась в школе, когда дети встречаются в коллективе.