Руководители и ведущие проектов раскрыли секреты создания шоу

Телеканал СТБ

Сегодня, 21 ноября, телевизионщики всего мира отмечают свой профессиональный праздник – Всемирный
день телевидения. 28 февраля 1997 года Генеральная Ассамблея предложила
отмечать этот день с целью поощрения обмена телевизионными программами, прежде
всего посвященным таким проблемам, как мир, безопасность, развитие и расширение
культурного обмена. Работники телеканала СТБ рассказали сайту о том, с чего они
начинали свой путь в сферу телевидения, а также о сложностях работы
телевизионщика.

 

В своем послании в 2002 году по случаю Всемирного дня
телевидения Генеральный секретарь ООН отметил, что «ежегодное празднование
Всемирного дня телевидения проводится для того, чтобы привлечь внимание к роли
телевидения в продвижении мира и развития». Он сказал, что телевидение наряду с
радио и Интернетом должно заботиться о том, чтобы не стать средством
распространения нетерпимости, стереотипов, бесчеловечных материалов.

Что же касается телеканала СТБ, то свое вещание он начал 2
июня 1997 года. На данный момент канал является лидером телесмотрения, имея
существенный процентный отрыв от своих ближайших конкурентов. «Можливо все» —
именно таков девиз телеканала, ведь с ним люди худеют, учатся готовить,
получают полезные советы, осуществляют свои мечты или же находят любовь.

Своими историями о том, как начинался их творческий путь,
поделились ведущие программ телеканала СТБ.

Григорий Решетник,
ведущий реалити-шоу «Холостяк» и информационной программы «
Неймовірна правда про зірок».

«Любовь к
телевидению во мне проснулась, наверное, еще в классе седьмом. Тогда я приходил
из школы и, прежде чем начать учить уроки, обязательно смотрел телевизор. Тогда
эта сфера только начинала развиваться, и эта «потусторонняя реальность», это
волшебство в тот момент и влюбили меня в телевидение. Тогда я и начал
потихоньку двигаться в направлении этой сферы и в направлении работы
телеведущего. Закончил университет по специальности и продолжал жить с верой в
то, что я просто обязан в будущем быть причастен к сфере телевидения.
Встречались, конечно, разные сложности на моем пути, но я считаю, что это лишь
ключ к успеху, и даже благодарен судьбе за то, что они были. Также встречались
люди, которые в меня не верили, считали, что у меня ничего не получится, и я
ничего не достигну. Им тоже спасибо за встряску, ведь, наверное, отчасти
благодаря этому я получил то, чего желал.

Решетник

Что же касается качеств, которыми должен быть наделен
человек моей профессии, то это, конечно же, общительность, простота и живость.
Обязательно нужно оставаться самим собой и ежедневно развиваться, дарить людям
приятные эмоции и счастье.

Дорогие коллеги, поздравляю вас с праздником! Никогда не
отчаивайтесь, верьте в свои силы, и, конечно же, я желаю вам всегда получать от
своего начальства и от своей работы то, чего вы желаете. Самое главное – всегда
оставайтесь профессионалами до мозга гостей».

Надежда Матвеева,
ведущая программы советов «Все буде добре»,  кулинарной передачи «Все буде смачно» и
эксперт проекта «
Битва екстрасенсів».

«Мой путь на телевидении начался в 2006 году, когда я еще
работала в Кременчуге. Сперва я интересовалась лишь работой на радио, а после
уже заинтересовалась телеканалом, который был в том же холдинге, что и
радиостанция, в которой я работала. Я сказала руководству, что хочу
попробовать, они мне разрешили – у меня получилось, и я стала работать ведущей
утренней развлекательно-информационной передачи. Тогда я и влюбилась в
телевидение. Можно даже сказать, что это была любовь с первого взгляда
(смеется). Но когда-то я и представить себе не могла, что буду работать на
таком замечательном телеканале, как СТБ. А в результате попала я туда
аналогичным образом: работала уже на киевской радиостанции, и тут меня
пригласили на кастинг ведущих. Но нет, не на «Все буде добре», а на «Зважені та щасливі». И прямо там
ребята, которые проводили отбор, рассказали мне, что планируется запуск
тележурнала «Все буде добре» и предложили мне его вести. Помню, у меня тогда
холодок по коже пошел, и я почувствовала: «Да, это оно». Сейчас с уверенностью
могу сказать, что работа телевизионщика безумно интересная, хотя так же безумно
физически сложная. Но я ни разу в жизни не пожалела, что выбрала именно ее.

Надя Матвеева

За время своей работы в сфере телевидения я поняла, что
здесь самое важное – команда. Очень важно чувствовать людей, с которыми ты
выполняешь общую задачу. Поэтому каждому человеку, который работает на
телевидении (а особенно тем, кто трудится на моем любимом СТБ), я желаю в душе
иметь ощущение надежного плеча, на которое вы всегда можете положиться, желаю
всегда понимать, что мы делаем великое дело во благо самых главных людей в
нашей жизни – зрителей. С праздником, коллеги!».

Также своими историями с читателями сайта СТБ поделились и
люди, которые, собственно говоря, и создают шоу и программы нашего телеканала.

Ольга Кислая,
исполнительный продюсер
информационной программы «Вікна-Новини»:

«В те времена, когда у нас только появилась идея делать
новостную программу, выпустить ее было возможно только на государственном
телеканале. Продакшн-компании тогда только начинали свою деятельность и были не
так развиты. На тот момент все  в
основном выпускали новости в записи, но тогдашний руководитель нашего продакшна
хотел делать все на высочайшем уровне, а, значит, запускать новости в прямом
эфире. И мы нашли выход – выпустили передачу на государственном канале, потому
как у нас своего на тот момент еще не было. Была приглашена команда из Львова
для разработки новостей, меня пригласили в качестве исполнительного продюсера,
потому как я на тот момент уже работала в продакшне, но над другим проектом. Но
я раньше никогда не имела дело с новостями, а работала в молодежной редакции на
государственном телевидении, снимала передачи, видеоклипы, а тут… новости! Для
меня это все было страшно и непонятно, я на тот момент даже политиков в лицо не
знала (смеется). Но был режиссерский опыт, который в результате мне очень
пригодился. Дальше мы поехали по институтам искать молодых сотрудников.
Привлекали, конечно, и опытных кадров, но все же делали больше ставку на
молодежь. Кстати говоря, на тот момент существовал еженедельник «Вікна»,  где публиковался аналитический обзор новостей
недели. Так вот, мы благодаря им серьезно расширили штат и за три месяца уже
сумели сделать хорошую программу.

Ольга Кислая

Если говорить о работе телевизионщика, то самое сложное в
ней – это отдавать все время работе. Если ты не погружен с головой в работу –
ты не сможешь достаточно хорошо ее делать. Даже находясь дома, ты должен
мысленно быть на работе. Мне кажется, это очень сложно.

Господа коллеги! В нашей работе часто бывают сложности,
часто все идет не так, как мы мечтали, планировали. И это очень огорчает.
Поэтому я, безусловно, желаю вам, чтобы ваша работа всегда была вам в
удовольствие. Поздравляю!».

Анна Калина,
экс-руководитель проекта «
Детектор брехні», нынешний
руководитель реалити-шоу «Холостяк-4»

«Шоу «Холостяк» — это, конечно же, совсем другое, нежели то,
что я делала ранее. Не могу сказать, что сразу переключиться мне было легко,
потому что формат романтического реалити-шоу, конечно же, действительно очень
сложный. Тем не менее, в команду я влилась практически сразу, немного ее
обновила и разнообразила, и мы начали очень эффективно работать. Самое важное
при работе с такими проектами, в которых мне довелось и доводится работать –
быть внимательным: к участникам, к героям, к событиям, которые происходят в
кадре. Ты ведь снимаешь один раз, и в эфир пойдет только то, что ты успел
заметить на съемочной площадке. Ничего потом нельзя переделать, переснять,
поэтому надо быть внимательным и аккуратным с теми людьми и ситуациями, в
которых ты оказываешься.

Анна Калина

Что же касается работы руководителя, то здесь внимание
тоже играет ведущую роль. Нужно следить за каждым этапом, за работой каждого
сотрудника: начиная от оператора, заканчивая какими-то организационными вещами,
как, например, покупка билетов участникам. Все нужно контролировать, но не
проверять за сотрудниками каждый их шаг, а просто знать из каких мелочей
состоит его работа.

Мне бы хотелось всем нам пожелать, чтобы в сутках было
немножечко больше времени, чтобы в каждом из нас было еще чуточку больше энергии
для того, чтобы делать наше нелегкое дело, результатом которого мы потом сможем
гордиться. С праздником!».

Елизавета Алцыбеева,
продюсер проекта «МастерШеф»

«По
другую от большинства наших сограждан сторону телевизора время измеряется не
годами, неделями или месяцами. Те, кто создаёт телепродукт, привыкли делить
свою жизнь на сезоны, выпуски и проекты. Среди последних бывают вызывающие
резонанс, но так же быстро и затухающие, не способные оставить в умах зрителя
ни единого следа. А бывают такие, что порождают, говоря экономическим языком,
лояльную, верную или даже любящую аудиторию, ждущую каждого нового выпуска
любимой передачи, спешащую домой лишь для того, чтобы в тесном семейном кругу
следить за перипетиями в жизнях любимых героев. Именно из второй категории
«проект со стажем» и национальное кулинарное шоу «МастерШеф».

История
«МастерШеф» зарождалась в атмосфере, которую, если характеризовать кратко,
наиболее точно можно было бы назвать «тотальным энтузиазмом». В то время
практика создания проектов кулинарной направленности в нашей стране находилась
на самом базовом уровне. Мало кто обладал достаточным опытом и мог что-либо
подсказать или посоветовать. Тот налаженный и стройный алгоритм, который
действует сейчас, когда-то был абсолютно неотработанным предположением,
основанным на личной интуиции творцов и продюсеров, наброском, всего лишь
гипотетической структурой «как всё должно работать». И именно для того, чтобы
всё работало так, как должно, руководство проекта отправилось на обучение к
заокеанским коллегам, чтобы перенимать знания. Сейчас основой принятия решений,
как в административной, так и в творческой среде, служит личный опыт и вкус
создателей проекта, но у истоков стояла долгая и кропотливая работа и учёба,
скрупулёзный анализ, стопки записных книжек и десятки часов совещаний по итогам
увиденного и услышанного.

Елизавета Алцыбеева

Безусловно,
значительных изменений претерпела команда проекта. Уместно было бы сказать, что
в отношении персонала «МастерШеф» вообще революционен. В частности, именно
благодаря ему была создана квалификация «фуд-продюсера» и практика
существования отдельного департамента, обеспечивающего сугубо кулинарную
сторону проекта. Представьте на минуту, насколько размытыми и неясными были
требования к «проектным поварам» на начальных этапах: сложно вообразить, какие
задачи будут перед ними ставиться, какие сроки, какой сложности работа
предстоит. Сейчас же имеется чёткая структура соподчинённости, отработанная
схема функционала, ясные и выполнимые (хотя и достаточно обширные) обязанности.  Фуд-продюсер проекта стал правой рукой
продюсера в вопросах процессов приготовления, оформления еды и организации
конкурсов. И так дело обстоит не только с этим департаментом. Сотни видов новых
документов, специфика сотрудничества со спонсорами, руководством самым
различных заведений, инстанций, практика работы с участниками и судьями и ещё
тысяча и один нюанс кулинарной, документарной, транспортной, организаторской и
просто человеческой работы, характерной именно для этого проекта, ложится на
плечи команды. Не говоря уже о профессиональных деталях, касающихся самого
съёмочного процесса.

К
слову, в отличие от общепринятой практики, количество сотрудников проекта
«МастерШеф», в сравнении с тем, как было изначально, уменьшилось. И связано это
вовсе не с негативными аспектами работы. Специализация сотрудников сужается, и
они обретают способности всё более и более эффективно выполнять свои
обязанности. Там, где раньше справлялось два человека, впоследствии смог
работать один без потери, а то и с выигрышем по качеству результата. Команда
подбиралась, «притиралась» и в итоге стала одним из самых сплочённых проектных
коллективов. Каждый требует друг от друга максимума отдачи, но и сам готов при
необходимости взвалить на свои плечи груз дополнительной работы.

Отдельной
строкой в списке гордости и достижений проекта стоит величественный павильон.
Это малоприметное здание, расположенное вдали от глаз излишне любопытных
пешеходов, попало в руки команды «МастерШеф» серым, «голым», неуютным складским
помещением, неприспособленным не то, что к съёмкам, а и к простому пребыванию
людей внутри него. Спустя же некоторое время, тёплое и радушное «семейное
гнездо «МастерШефа» открыло свои двери для первых претендентов на звание
лучшего повара Украины. Приятный свет, уют, атмосфера «высокой кухни» и
здорового соперничества с горчинкой интриги с того времени приветствуют
каждого, кто переступает порог павильона.

Сама
большая сложность в работе продюсера до сих пор не потеряла своей специфики и,
дабы избежать многословности, описывается она фразой: «сегодня нам нужно
приготовить фрикасе на крыле летящего самолёт, завтра организовать приём у
Президента, а вчера мы только закончили снимать в космосе. И ведь справляемся…»

Вообще
говоря, это соотносится и со спецификой работы любого телевизионщика. То, что
создаёт нам сложности, одновременно и заставляет любить свою работу. Из-за
неимоверного разнообразия заданий каждый администратор совершенен в искусстве
менеджмента и феноменально быстро обучается всему новому. Благодаря опыту
многочасовой авральной работе любой, кто посвятил себя сфере телевидения,
способен выказывать просто чудеса работоспособности. А ощущение того, что
результат увидят миллионы, порождает небывалую ответственность.
Самосовершенствование, трудоспособность, ответственность – три камня
преткновения, три столпа и три критерия телевизионной работы.

В
довершение, логичным было бы ответить на вопрос: что же является залогом успеха
проекта «МастерШеф»? Прежде всего то, что это проект о людях и для людей. Их
отношения, их слабости, их стремления и умения, помогающие или мешающие идти к
своей мечте. Каждый может найти героя, близкого своему сердцу, понятного, приятного
и родственного. И именно поэтому каждый видит в этом «крестовом походе к мечте»
себя самого. Просто мечту мы показываем кулинарную, пути же и средства, ведущие
к ней, оттого не менее актуальны и жизненны.

В рамках
Всемирного дня телевидения хотелось бы пожелать коллегам: идите к своей мечте,
не обращайте внимания ни на какие слова, ни на какие знаки, ни на какие
события. Всё, чего бы вы только ни захотели, поддастся вашим трудам и напору.
Стремитесь к этому всем сердцем, и даже самые недостижимые вершины окажутся у
ваших ног».

Что ж, коллектив сайта СТБ присоединяется к поздравлениям, желает всем телевизионщикам бесконечного вдохновения, интересных проектов и благодарных зрителей!

 

Светлана Панкова