17 апреля на СТБ стартует проект «Цветные версии»

Телеканал СТБ

Середина весны станет для телезрителей полной красок. Канал СТБ приобрел права на показ цветных версий старых и всеми любимых черно-белых фильмов. Картины на все времена, которые известны и взрослым, и детям, – «Золушка», «В бой идут одни старики», «Волга-Волга», «Веселые ребята» – теперь оживут и заиграют новыми красками. Отреставрированные и обновлённые, они не потеряли своего неповторимого колорита и по-прежнему завораживают романтикой тех времен.

Старые фильмы, на которых выросло не одно поколение людей, пользуются популярностью по сей день, несмотря на стремительное развитие киноиндустрии. Это фильмы нашего детства и даже детства наших родителей, они добрые и трогательные, чарующие и поучительные. Сюжеты таких фильмов как «Веселые ребята», «В бой идут одни старики», «Золушка» живут долго, пересматриваются не один раз и расходятся на цитаты. Однако сами старые фильмы, увы, не вечны. Кинопленка стареет и портится, и если вовремя не позаботиться о реставрации картины, она может погибнуть.

Пересматривая старые любимые фильмы, мы часто даже не подозреваем, сколько же лет они существуют. «Веселые ребята» и «Волга-Волга» были сняты еще до Великой Отечественной войны, в 30-х годах – им уже больше 70-ти лет! А великолепная, полная искрометных шуток сказка «Золушка» родилась в опустошенном послевоенном Ленинграде в 1946-м году – ее создали люди, несломленные войной и не павшие духом.

Несмотря на появление новейших технологий, реставрировать такие фильмы, а тем более, сделать их цветными – длительный, тяжелый и кропотливый труд. И вот несколько лет назад за такую задачу взялось киновидеообъединение «Крупный план». Современному и технологичному процессу колоризацию предшествует долгая работа множества специалистов по реставрации изображения и ремастерингу звука. Чтобы картина ожила, обновилась и заиграла цветами, нужны новейшие компьютерные технологии, труд десятков людей и много времени.

Однако кроме этого необходимо решить еще одну не менее трудную задачу: попытаться сделать так, чтобы фильм не потерял своего настроения, духа того времени, не стал аналогом штампованной голливудской продукции, остался таким же любимым и узнаваемым. К тому же, колоризация – это не попытка соответствовать духу современного кино, а запоздалое воплощение мечты создателей фильма – ведь сказка «Золушка» задумывалась именно в цвете! Однако послевоенные времена внесли в эти планы свои коррективы…

Сценарий к фильму «Золушка» написал известный талантливый драматург Евгений Шварц. Он вложил в уста героев сказки искрометные фразы, сделал кино смешным и всегда актуальным. Особенно это удивляет в свете того, что на дворе стоял 1946 год, когда страна была разрушена страшной войной, да и того, что оригинальное произведение Шарля Пьеро, по мотивам которого был написан сценарий, – произведение довольно мрачное. На роли были выбраны замечательные артисты – трогательная Янина Жеймо, несравненная Фаина Раневская

Эскизы декораций и костюмов принадлежат кисти известного ленинградского художника и режиссера Николая Акимова – и все они были выполнены в цвете. Кроме того, объединению «Крупный план» удалось разыскать стенограммы заседаний худсоветов киностудии «Ленфильм» и Комитета по делам кинематографии, на которых обсуждался фильм «Золушка». И становится окончательно ясно: эта сказка задумывалась цветной, и создатели фильма вместе с художественным руководителем С. Васильевым пытались добиться того, чтобы его разрешили снимать в цвете.

С. Васильев: «Что касается цвета, то я должен сказать, что лично я за цвет. Картина – сказка, рассчитанная на огромные возможности в цвете. Черно-белой эта картина будет тоже приятной, но это будет не та сказка. Можно ли это сделать, нельзя ли это сделать – это, конечно, вопрос руководства, вопрос Комитета. Но я бы по-всячески просил Комитет проверить еще раз: может быть, есть хоть малейшая возможность сделать «Золушку» цветной».

Но, увы, в отношении этого фильма было принято неутешительное решение – снять его на черно-белую пленку. Учитывая затруднительное материальное положение киноиндустрии – да и всех отраслей экономики – после войны, это решение можно понять. Технология, по которой в те годы снимали цветные фильмы, была еще мало освоенной и дорогостоящей – в довоенное время по новому двухцветному аддитивному методу было снято довольно мало картин. Неудивительно, что после Великой Отечественной войны позволить себе снять цветную ленту «Ленфильм» не смог.

И вот, более 60-ти лет спустя, наконец-то появилась возможность реализовать замысел авторов фильма – придать сказке «Золушка» красок. Учитывая возраст ленты, ей предварительно требовалась полная покадровая реставрация пленки. И таким образом «Крупный план» взялся за работу.

В архивах были найдены фотографии с кинопроб и съемок, эскизы костюмов и декораций, стенограммы заседаний по вопросам фильма – словом, все те материалы, которые помогли бы лучше понять атмосферу и дух сказки, вложенные в нее в те далекие времена.

Участники объединения «Крупный план» при поддержке Госфильмофонда России приступили к реставрации негатива – на несколько дней замачивали в специальных растворах, чтобы восстановить эластичность пленки, проводили ультразвуковую очистку от пыли, глянцевали.

После этого можно было начинать сканирование негатива в цифровой формат. Из-за старости пленки и степени ее повреждения процесс сканирования затянулся и занял целых 35 рабочих смен (вместо обычных 5-ти). Поскольку фильм «Золушка» готовили к колоризации, перед специалистами встала задача выделить максимальное количество оттенков серого, чтобы впоследствии применить всю цветовую палитру.

По прошествии трех месяцев можно было переходить к новому этапу работы над фильмом, который включал в себя покадровую реставрацию изображения и ремастеринг звука. Поскольку ленту уже оцифровали, теперь можно было работать с ней с помощью новейших технологий в студиях компьютерной графики. Весь фильм порезали на кадры, и над каждым кадром трудился художник-реставратор, убирая царапины, «зерно», пятна, склейки. Это невероятная цифра, но реставраторы обработали 120 тысяч кадров! Звукорежиссеры отреставрировали звуковую дорожку – сделали ее чистой, внятной, без шумов.

И наконец, после этой длительной работы, можно было взяться за основную задачу – придание фильму красок. Колоризация черно-белой ленты – это не только сложнейшая технология, но и трудоемкий творческий процесс: ведь надо увидеть фильм цветным глазами его создателей, а не просто раскрасить кадры первыми попавшимися цветами. Здесь важно добиться того, чтобы фильм не вызывал у зрителя ощущение современной фальшивки, а оставался по-прежнему знакомым и любимым, только цветным. Увы, костюмы персонажей до наших лет не сохранились, но нашлись немногочисленные эскизы к фильму и указания на точный цвет в самом сценарии. Итак, талантливая художница по костюмам Н. Монева сделала эскизы одеяний героев, но в основном решения по цвету принимали художники-колористы из США (колоризацией фильма по договору с «Крупным планом» занималась американская компания Legend Film). Чтобы фильм ни в коем случае не стал похожим на американский, художественный совет «Крупного плана» вносил свои поправки в проделанную работу, а чтобы картинка стала объемной и «ожила», была проведена цветокоррекция.

Итак, работа над картиной «Золушка» заняла больше года. К ней были привлечены профессионалы более чем 30-ти специальностей – в целом около 200-т человек!

Теперь «Цветные версии» смогут порадовать и зрителей телеканала «СТБ». Сначала они увидят «Золушку», потом – фильм «Волга-Волга», за ним последуют «Веселые ребята», и наконец, в канун Дня Победы, все увидят замечательный фильм о Великой Отечественной войне «В бой идут одни старики» – теперь уже в цвете.

Не пропустите грандиозное событие! С 17 апреля – «Цветные версии» в эфире телеканала СТБ, по субботам, в 19:00!
«Золушка» – 17 апреля
«Волга-Волга» – 24 апреля
«Веселые ребята» – 1 мая
«В бой идут одни старики» – 8 мая.

Алёна Колесник