Алексей Литвинов: "Сегодня я учу своих учеников любить жизнь и радоваться ей"

Телеканал СТБ

Про этого человека можно долго и много рассказывать. При чем, не без удовольствия. В канун долгожданного третьего тура грандиозного проекта «Танцуют все!» мне удалось пообщаться с Алексеем Літвіновым, президентом Украинского Совета Бального Танца и по совместительству уважаемым членом жури предстоящего мега-проекта на телеканале СТБ.
Проект «Танцуют все!» не выдержан в каком-то едином направлении, либо стиле – прийти на кастинг мог каждый «кто считал, что умеет танцевать», могу представить какой «танцевальный винегрет» вам пришлось увидеть за весь второй отборочный тур. Как, из увиденного, можете охарактеризовать вцелом «танцевальный» уровень нашей страны?
Я горжусь своей страной! Мне довелось увидеть много классных танцоров. С огромной радостью принимал решение о выдаче путевок в Ялту.
Кастинги в Донецке, Одессе, Львове и Киеве были трудными, веселыми, утомительными, напряженными, познавательными, счастливыми и очень впечатляющими.
Мы все знаем, что это только начало. Уверен, что следующий сезон будет выдающимся.


В последнее время талант-шоу вызывают огромный интерес у телезрителей. Пришлось потеснится даже некогда популярным интеллектуально-развлекательным программам. На ваш взгляд, подобный интерес к танцевальным проектам – это всего лишь дань телевизионной моде либо за этим кроется что-то посущественней?

Человек научился танцевать раньше, чем научился говорить. Наступили времена слияния человека с правдой природы. Раньше (в СССР), доступными были только балет и народные танцы. Все остальное было тлетворным влиянием запада. Бред закончился. Мы имеем возможность учиться, сравнивать.
Танец, особенно парный – это настоящее чудо природы. Здесь и атлетизм, и вкус во всем, и музыкальность, и взаимоотношение полов, и воспитание, и мышление. Самое главное же – доступность. На мой взгляд – это высшая форма человеческой деятельности.
Вот и ответ на Ваш вопрос.

Во время кастинга приходилось судить как аматоров, так и профессиональных танцоров. Отличались ли критерии оценивания и тех и других?
Критерии оценки всегда будут одни для всех. А профессионал это или любитель – роли не играет. Здесь были любители, которые танцевали на высоком профессиональном уровне. Здесь были профессионалы, которые танцевали на низком уровне.
В конечном итоге все зависело от уровня и качества. Понятно, что профессионалы имели большие возможности, благодаря своей подготовке в прошлом. Но были и любители, которые просто поражали своим мастерством.
Очень интересно — что мы называем профессионализмом, а что любительством?
Знаете, меня всегда интересовала разница между колбасой «любительской» и любителями колбасы.


Какие ошибки, на ваш взгляд, непростительны для хорошего танцора?
Танец – это передача своих и мыслей и чувств, при помощи тела под музыку. Отсюда ошибки, которые можно назвать непростительными.
1. Если человек танцует не в музыку – он не танцор.
2. Если человек не танцует телом – он не танцор.
3. Если человек не передает свои чувства и мысли, при помощи тела под музыку – он не танцор.
Отсюда можно сделать много выводов.

Я лично не признаю в танце инсценированной песни. Это когда предлагаются движения, объясняющие текст. Например: «Мои мысли – мои скакуны!» — из песни Газманова.
Во время текста «мои мысли» – танцор держится за голову.
Во время текста «мои скакуны» – танцор имитирует удерживание за седло двумя руками и скачку на лошади.
Также смешно и беспомощно смотрится открывание рта во время танца, как будто танцор поет. Это имеет свое название и применяется в цирке или при пародировании – Буффонада.

Многие этого не знают. Многие современные танцоры, а значит и их учителя, используют эти средства, которые не имеют ничего общего с хореографией.
Каждый конкурс, либо соревнование – это нервы и переживания. Как в свое время с этим совладали вы?
Я мечтал быть первым, я все время думал о победе, не спал ночами, вкалывал ради победы, переживал и огорчался.
Теперь я смотрю на все иначе. Я просто забывал о танце. А еще не понимал, что жизнь значительно интереснее, чем танцы. Сегодня я учу своих учеников любить жизнь и радоваться ей.
А если это показать в танце? Все становится на свои места!


Танец, как и любой другой вид творчества не терпит «половинчатости». Дабы стать профессиональным танцором, нужно всецело отдаться танцу. Посвятить ему жизнь. Не многие из, казалось бы, перспективных танцоров, на это решаются, но рано или поздно, все равно возвращаются к танцам. Ваше отношение к подобным поздним танцевальным «пробуждениям»?
Если человек призван творить – он будет творить и его не остановить. А «половинчатость» — это у того, кто еще не решил. Тот, который уходил, а потом вернулся? Я встречал многих, которые так сделали. Они потом опять ушли. Мне их не жаль.
Вашими коллегами на кастингах проекта «Танцуют все!» оказались довольно молодые люди: представляющие и активно промоутирующие hip-hop культуру, либо приверженцы классической школы бального танца. Часто ли расходились мнения, и сильно ли отличаются ваши критерии оценивания?
Мои коллеги относятся ко мне с уважением и пониманием. Учтите, что они профи очень высокого класса.
Как правило, мнения не расходились.
У нас очень схожие критерии оценки.
О хип-хопе много разговоров. Но не забудьте – это, прежде всего музыкальная культура и только потом танцевальная.
Хореография пришла к хип-хопу, послушав музыку и посмотрев на исполнителей.
Сегодня, объединившись, хип-хоп музыка и хип-хоп танец представляет собой очень красивый продукт, достойный любви и радости.

Возможно ли одинаково хорошо исполнять как классические бальные танцы, так и остросовременный hip-hop?
Насколько серьезно – мы сможем определить только сейчас.

Я знаю много классных танцоров, которые сегодня танцуют современную хореографию, и вышли из бальников.
У вас колоссальный тренерский опыт. Зачастую, успехи учеников намного больше радуют нежели свои собственные. Действует ли в танцевальной педагогике правило «обучая, мы сами учимся», и приходилось ли вам чему-то учиться у своих подопечных?
Я это делаю постоянно и радуюсь этому.
У меня даже есть два способа обучения у моих учеников.
1. Постоянно учусь у тех, кому даю уроки.
2. Приглашаю тех, которые стали звездами мировой величины. Они меня по прежнему называют «паппи» и с радостью ко мне приезжают, учат моих детей сегодня и переживают за своих бывших одноклубников.

Мне кажется, что хороший танцор – это перфекционист по определению. Он должен всегда ставить достаточно высокую целевую планку, и пытаться до нее достать. Нередко такой «планкой» становятся известные танцоры, хореографы. Расскажите о своих творческих кумирах. Часто ли они менялись?
Первым кумиром была моя первая учительница Любовь Ивановна Ленивенко.
Потом надолго кумиром стал Станислав Григорьевич Попов (Россия).
Сегодня я снимаю шляпу перед величайшим и гениальнейшим учителем современности Рудом Верми (Голландия).

Что вас вдохновляет? И что в последнее время вызвало максимально сильное впечатление?
Музыка. Женщины. Чувства.

Напоследок, поделитесь вашими советами для тех, кто только начинает танцевать, не прекращает совершенствоваться и тех, кто уже считает себя профессионалом.
Художник (писатель, поэт) может написать картину или книгу, которую признают великим произведением искусства.
Ему воздадут почести, признают великим. Это может произойти при жизни или после его смерти. Для нас с вами он всегда будет или останется великим.
У танцоров, певцов, музыкантов, актеров всё происходит не так. Чтобы стать великим – нужно станцевать сейчас. Если же тебе понадобилось стать великим еще раз – нужно станцевать еще раз, но учесть, что ВСЕ тоже занимаются и хотят стать великими танцорами. Танцор не может оставаться великим. Он им может только БЫТЬ. Став первым – он должен понимать, что это уже в прошлом, что он был, а не есть.
Как привести себя к победе? Что сделать со своим телом, душой, сознанием? Это уже другой разговор. Еще интереснее, как стать еще раз лучшим? Как сохранить желание выигрывать? Как соединить желание с трудолюбием?

Ваши советы отдельно для участников проекта, тех, кто прошел в третий тур
Все только начинается, приготовьтесь терпеть!
Трудиться, в поте лица. Пахать, пока не треснут мясо и кости, а как только это произойдет немедленно увеличить нагрузки.

Брусенко Валентина