Производственная дружба

Телеканал СТБ

У большинства флагманских телеканалов есть собственные производственные структуры. Тем не менее, рассчитывать исключительно на себя большинству из них пока не приходится: они все равно остаются постоянными клиентами авторитетных продакшн-студий. В чем причины — выяснял ММR.

Украинский телевизионный рынок активно развивается, ведущие телеканалы стараются укреплять свои позиции в производственном секторе, создавая собственные продакшн-структуры или улучшая их техническое качество.

В то же время никто из пятерки лидеров не отказывается от помощи ведущих игроков продакшн-рынка. И дело не только в технической базе, но и в опыте работы. Ведь главная цель любого канала — запустить такой продукт, который бы повысил его общий рейтинг. Поэтому игроки рынка и доверяют ведущим продакшн-студиям, продукты которых показывают высокую долю телесмотрения, что и является лучшим показателем качества.

«Мы работаем с теми продакшнами, которые предлагают оригинальные программы, соответствующие нашей целевой аудитории, и мы находим с ними компромисс по цене сотрудничества. Несомненно, важными факторами при выборе продакшна является авторитет на рынке, непосредственно творческая группа, которая будет работать над проектом, предыдущие проекты и их история на каналах», — отмечает Анна Ильенко, руководитель промоотдела канала ICTV.

Лидеры выбирают лидеров

Сегодня на рынке хотя и прослеживается динамика появления новых производственных структур, но все же телеканалы продолжают доверять продакшнам с более длительной и качественной историей производства. И даже рост цен не останавливает телевизионщиков заключать долгосрочные контракты с ведущими продакшн-студиями.

Лидером по количеству сделок является группа компаний «Стар Медиа», которая сотрудничает с телеканалом «Интер», «1+1», СТБ, ТРК «Украина» и «Новым каналом».

Главная задача компании — производство и дистрибуция фильмов, теленовелл, телесериалов и телевизионных программ. Например, телеканал СТБ закупает у «Стар Медиа» телевизионные фильмы для своей воскресной рубрики «Наше Новое Кино». А для «Нового канала» компания производит два рейтинговых проекта — «Чи розумніший ти за п'ятикласника?» и «Зірка караоке».

Далее можно выделить такие структуры: Film.UA (сотрудничают с телеканалом «1+1» и СТБ ), «Амедиа Украина» («Новый канал», «1+1») и PRO-TV («Интер»), которые стремятся налаживать партнерские отношения со многими украинским телеканалами.

Что же касается ICTV, это один из немногих украинских каналов, который старается самостоятельно производить свой продукт, хотя и не исключает сотрудничество с другими опытными игроками. Например, компания «ЛИК» занимается производством программ «Автопарк» и «300 секунд». Компания Activision займется новым проектом «Начни новую жизнь» с Николаем Томенко.

«Ранее мы закупали два проекта у «Новой студии». Это были «Лица страны» — зарисовки о выдающихся личностях Украины и «Тайны Украины» — документально-публицистические фильмы о малоизвестных страницах истории Украины», — рассказывает о партнерских отношениях Виктория Волонтырец, руководитель отдела бренд-маркетинга телеканала СТБ.

А вот ТРК «Украина» делает с Dixi полноценный совместный проект — первый украинский докукрайм «Безмолвный свидетель», в основе которого реальные уголовные дела.

Процесс сотрудничества

Партнерские соглашения между телеканалами и продакшнами могут предусматривать разные аспекты их совместной деятельности. Во-первых, это предоставление оборудования и персонала для съемок, во-вторых — дистрибуция и, в-третьих — сопроизводство.

Цену всех сделок обе стороны стараются скрыть, но известно, что создать кинопродукт менее чем за $300 тыс. крайне проблематично. В связи с этим возникает вопрос: почему каналы переплачивают, ведь можно создавать телевизионный продукт собственными силами, тем более что телелидеры имеют собственные структуры по производству? Ответ экспертов рынка довольно прост: каналам пока тяжело работать самостоятельно.

«Конечно, заказ продукта сторонней студии обходится несколько дороже, чем производство силами канала. Прежде всего, потому, что у любой продакшн-компании в бюджете есть графа «рентабельность». Студии не могут создавать проект по себестоимости. Однако мы всегда очень жестко обсуждаем бюджет. И стараемся найти вариант, который устраивал бы и нас, и продакшн-студию», — делится Оксана Панасивская, главный продюсер «Нового канала».

С точки зрения продакшн-компаний, самой выгодной схемой сотрудничества является съемка какого-либо проекта по собственной инициативе. В таком случае телеканалы стопроцентно доверяют продакшнам. От первых требуются инвестиции, а от вторых — идеи и качественное их воплощение.

На сегодняшний день на отечественном рынке ситуация немного иная, в основном каналы выступают за сопроизводство. Ведь никто, кроме телеканалов, не знает, какой действительно продукт лучше подходит под концепцию, формат канала и его аудиторию. «Мы четко ставим студии задачу и оговариваем критерии качества проекта. Ну а продакшн-студия должна произвести хорошую программу, которая вписывается в концепцию канала и имеет соответствующие показатели», — рассказывает Виктория Волонтырец.

В результате от продакшн-студии требуется самое главное — производство качественного продукта. По словам Оксаны Панасивской, в обязанности канала входит, прежде всего, выбор формата, а после того как продукт создан — правильное его размещение в программной сетке, а также промо- и PR-кампания. Если что-то идет не по плану, канал обязан вовремя отреагировать.

Например, изначально «Новый канал» поставил программу «Чи розумніший ти за п'ятикласника?» в прайм-тайм, как сделал американский аналог. Однако оказалось, что шоу получилось не таким уж «взрослым», как американский собрат. Украинская версия — это викторина для детей и родителей. Поэтому руководство канала, посоветовавшись со «Стар Медиа», перенесло показ проекта на 15 часов, после чего канал получил высокие рейтинги.

Вопрос дубляжа

Тема украинизации отечественного телеэфира активно обсуждается всеми участниками рынка. В недавнем времени Нацсовет по телевидению и радиовещанию озвучил новые правила, призванные увеличить процент украинского языка в трансляциях. Если ранее квотой вещания на украинском языке являлось 75%, то до конца года эта цифра увеличится до 80%.

Сегодня большинство телеканалов, например «1+1», самостоятельно занимаются дубляжем своего продукта, создавая на базе канала собственные отделы по дубляжу. Лилия Омельченко, руководитель отдела подготовки программ к эфиру, так прокомментировала данную ситуацию: «Телеканал СТБ сегодня самостоятельно занимается озвучкой, дубляжом и субтитрованием программ и фильмов. Ранее мы сотрудничали со студиями «Так треба продакшн» и «TV+», однако затем от этого сотрудничества отказались — в рамках развития собственного производства».

Некоторые телеканалы, в частности, «Новый канал» прибегает к помощи специалистов — режиссеру Георгию Гавриленко и продюсеру Катерине Копыловой. Телеканал «ТЕТ», например, сотрудничает с компаниями «Старий Майстер», «Так Треба Продакшн» и «TV+» (озвучивает популярный проект «Дом-2»).

Но и отечественные телеканалы, и продакшн-студии пока не торопятся создавать полностью украиноязычный продукт, поскольку работают на несколько рынков, в частности украинский, российский и белорусский.

www.mmr.net.ua