Т/с «Секретные материалы. Прометей постмодернизма»

Телеканал СТБ

Сегодня вечером агенты отправляются на поиски создания, похожего на Франкенштейна. Они обнаруживают книгу с комиксами, в которой находят изображение существа, похожего на то, что, по словам местной жительницы Шайне, напало на нее. Шайне объясняет, что чудовище зовут Большой Мутато, и его придумал ее сын Иззи, наделенный слишком богатым воображением. Иззи уверяет, что он, как и многие жители городка, видел это существо, которое, очевидно, испытывает слабость к бутербродам с арахисовым маслом. Иззи и его друзья ведут детективов в лес и, используя бутерброды как приманку, выманивают существо из его тайного убежища. Группа бросается в погоню, но существо исчезает в темноте. Упустив существо, Малдер встречает старика, который заявляет, что настоящее чудовище — это его собственный сын, знаменитый ученый доктор Франсис Поллидори.

Смотрите т/с «Секретные материалы. Прометей постмодернизма» в понедельник, 24 марта, в 23:20 на СТБ.


Франкенштейн

Виктор Франкенштейн — главное действующее лицо романа Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей» (1818), а также персонаж (выступающий в том числе под именами Генри Франкенштейн, доктор Франкенштейн или барон Франкенштейн) множества книжных, драматических и кинематографических адаптаций его сюжета.

В романе Виктор Франкенштейн, молодой студент из Женевы, создаёт живое существо из неживой материи, для чего собирает из фрагментов тел умерших подобие человека, а затем находит «научный» способ оживить его; однако ожившее существо оказывается чудовищем.

Для Франкенштейна как персонажа характерно стремление к познанию, не ограниченному этическими соображениями; только создав чудовище, он осознает, что пошел порочным путем. Однако чудовище уже существует, оно пытается осознать себя и возлагает на Франкенштейна ответственность за свое существование.

Франкенштейн и созданное им чудовище образуют пару, состоящую из творца и его творения, неизбежно отягощенного злом. Переосмысленная в терминах христианской этики, эта пара иллюстрирует безуспешность попыток человека взять на себя функции Бога — или невозможность познания Бога с помощью разума. Если же рассмотреть ситуацию в свойственном для Эпохи Просвещения рациональном ключе, то она преображается в проблему этической ответственности ученого за последствия сделанных им открытий.

Множественность и неоднозначность трактовок, порождаемых этими образами Франкенштейна и его творения, создали предпосылки для постоянных попыток осмыслить и переосмыслить их в различных художественных формах — сначала в театре, а затем и в кинематографе, где сюжет романа прошел через несколько стадий адаптации и приобрел новые мотивы, которые в книге отсутствовали совсем (тема пересадки мозга как метафора пересадки души) или были намечены, но не развернуты (тема невесты Франкенштейна). Именно в кинематографе Франкенштейна сделали «бароном» — в романе баронского титула у него не было.

В массовой культуре также часто встречается смешение образов Франкенштейна и созданного им чудовища, которое ошибочно называют «Франкенштейном» (например, в насыщенном образами массовой культуры анимационном фильме «Желтая подводная лодка»).

wikipedia

Форум сериала «Секретные материалы» здесь