Операция «Ы» и другие неприятности Гайдая…

Телеканал СТБ

«Бамбарбия. Кергуду!» — непереводимая игра слов… Светотехники, словно заколдованные, начали повторять это уже во время киносъемки. Гайдай понял, что попал в точку: «Рабочие смеются, будет смеяться вся страна». Гайдай — мастер хлестких словечек, но прежде всего композитор эксцентрической, "звучащей" пластики. Он каждый эпизод норовил завершить логическим эмоциональным акцентом, придумал даже специальный термин «смехоточка».

Фильмы Гайдая до сих пор смотрят и взрослые, и дети. Одним из его поклонников является шеф-редактор документального проекта «Мосфильм». Неизвестная версия» — Алексей Гладушевский. К нему мы и отправились, чтобы разузнать все тайны шедевров великого мастера.

— Леша, а как родились Трус, Бывалый и Балбес?

— Как рождается все гениальное? В большинстве случаев абсолютно случайно. Гайдай не был исключением. В то время, когда он был обыкновенным человеком, чье лицо не вывешивают на всех плакатах города, а имя не кричат под окнами поклонники, он поехал проведать своих родителей в село. И вот среди множества вещей ему на глаза попадется стопка старых газет 1946 года, в которых он прочитал фельетон про трех браконьеров. Что-то в этой истории было такого, что не могло не зацепить, и тут Гайдай понимает, что он просто обязан снять про них короткометражку. Сначала все, к кому он подходил со своей идеей, были категорически против, мол, зачем же переводить пленку на такое. И тут появляется Пырьев (великий режиссер СССР и директор «Мосфильма») с решающими словами: «А что, пусть снимает, всего каких-то десять минут, что нам жалко?». Вот так с его подачи и родилась легендарная троица, а мир услышал фамилию Гайдай.

— На роль главных героев всегда брали спортивных и видных, а тут такой себе студент?

— Это можно назвать неординарным и абсолютно непредсказуемым ходом авторов. Все ведь ожидали увидеть настоящего героя СССР: крепкого, сильного и мускулистого работника с серпом и молотом, который все вопросы решит этим же молотом. И вдруг перед вами на экране абсолютно другой образ. Молодой парнишка, который похож на вашего брата или соседа по лестничной клетке, низенький, смешной, но остроумный малый. Именно Шурик показал, что все можно решить не грубой силой, а проявляя находчивость и смекалку. Именно он доказал, что подвиг может совершить каждый из вас, и необязательно для этого быть Шварценеггером.

— По сценарию Шурика звали Владиком, почему автор решил переименовать героя?

— О, это отдельная история. По сценарию героя действительно звали Владимиром, а сокращенно Владиком. Но незадолго до утверждения сценария режиссера вызвали «наверх» и дали распоряжение срочно заменить имя. На возмущенные попытки отстоять «свое детище», культурно объяснили: Владик — это Владлен, а не мне вам рассказывать, что Владлен — это Владимир Ленин. Как же это вы можете героя-недотепу называть именем великого вождя? С такими аргументами спорить было просто бесполезно, и Владик превратился в Шурика. Кстати, с этим тоже связанна одна забавная и интересная история, но о ней я не стану рассказывать, а то вы узнаете все о фильме до его выхода (смеется).

— А расскажи, как проходил кастинг? Кто пробовался на роли?

— Легче всего пришлось Вицину — его сразу утвердили, а вот с остальными пришлось изрядно помаяться, кого только не пробовали: Бориса Новикова, Сергея Филиппова, Жарова, Любезнова, Линского, но остановились на Моргунове и Никулине. Кстати, во время проб Гайдай попросил гримеров нарастить Юре ресницы, и когда Никулин ими похлопал, Гайдай радостно воскликнул: «Все, Балбеса мы нашли!». Евгения Моргунова Гайдаю предложил Пырьев, но это было в какой-то мере ошибкой. В фильме все в восторге от такого яркого персонажа, а вот за экранами Моргунова не любили ни киношники, ни критики. Причину объяснить никто не смог, но факт оставался фактом. У Гайдая тоже не складывались отношения с Евгением. Я считаю, что именно конфликты с Моргуновым вызывали желание режиссера отказаться от этой троицы. А вот вышестоящее начальство было против такого решения, понимая, сколько денег они потеряют. Но это лично мое мнение, конечно, есть официальная версия: Гайдай считал, что эта троица себя отжила. Впрочем, не мне судить

— Леша, правда, что с самого начала съемок Гайдая начали преследовать неприятности?

— Неприятности — это когда кирпич падает на голову, а из рук все валится. В данном случае — это называется «Ставили палки в колеса». Все помнят сцену на стройке, когда Смирнов пробегал через сажу. Так вот, это эпизод еле отстояли, там сверху решили, что режиссер насмехается над дружественными народами Африки! Такая же история с милиционером и компотом. Здесь решили, что киношники высмеивают глупость милиции. В нашем фильме подробно рассказывается о всех казусах и неприятностях, с которыми столкнулся Гайдай во время съемок, о них нужно не говорить, а смотреть.

— Короткометражки Гайдая «подпольно» называют дипломатами, как ты можешь это объяснить?

— Это политический заговор (шутка). Раньше почти в каждом посольстве была припрятана кассета с короткометражкой Гайдая, и перед переговорами ее ставили посмотреть партнерам. В итоге у всех настолько поднималось настроение, что они подписывали все договора, и все стороны оставались довольными.

— «Надо, Федя, надо!» эту фразу цитируют все кому не лень, отчего же она вызвала огромное негодование цензоров?

— Все та же цензура. Съемочная группа понятия не имела, что Федей называли в верхних кругах ни кого иного, как Фиделя Кастро, то есть получается, что в фильме наши отшлепали Кастро. И смех и грех.

— «Операцию «Ы» смотрят уже более 40 лет, в чем же секрет долголетия?

— Возможно все дело в героях. Всегда приятно смотреть на тех, кто чист душой и сердцем, на храбрецов и неутомимых романтиков. Мир изменился, но люди остались такими же, все так же мечтая, глубоко в душе, совершить свой подвиг, пережить незабываемое приключение, окунуться в сказку… Это все есть в фильмах Гайдая. Возможно в этом и секрет их долголетия.

Смотрите историю создания любимого кинофильма в документальном проекте телеканала СТБ «Операция «Ы». Неизвестная версия» в субботу, 2 февраля, в 21:00 сразу после х/ф «Операция "Ы" и другие приключения Шурика».

Повтор программы смотрите 3 февраля, в 10:50