«Секретные материалы. Гротеск»

Телеканал СТБ

3 сезон, «Гротеск»
В Вашингтоне, округ Колумбия, убит натурщик. Сразу после того, как он окончил позировать группе студентов. ФБР связывает одного из студентов, Джона Мостова, с убийством натурщика, а также еще несколькими убийствами, произошедшими на протяжении последних 3 лет. Мостова арестовывают в его студии, но через 5 дней после ареста найдено тело еще одного молодого человека с такими же повреждениями. Студент утверждает, что им управлял темный дух, который заставлял его убивать. А при обыске студии Мостова агенты находят множество рисунков горгульей!
Смотрите «Секретные материалы. Гротеск» в четверг, 10 января, в 23:15 на СТБ.


Горгульи
Несмотря на то, что горгульи являются типичными готическими чудовищами, их происхождение уходит корнями в глубь веков — к Древней Греции и Египту.
Цивилизация Древнего Египта знала рекордное по тем временам количество зооморфных богов, а египтяне были одними из первых народов, начавших активно применять образы подобных существ в живописи и архитектуре.
Греческая мифология также активно эксплуатировала истории о различных гибридных созданиях (не имевших, в отличие от персонажей египетских верований, статуса высших божеств).

Водосточные желоба как элемент устройства домов Древней Греции, встречались нечасто, однако в том случае, если они выходили не по углам крыши, а под ней (в середине стены) — тогда водосток оформлялся в виде каменной головы льва с распахнутой пастью (позже лев стал одной из составляющих образа горгульи). Это символизировало могущество Греции, защищало жителей дома от врагов и отпугивало злых духов.
Постройка готических соборов велась на протяжении многих поколений. Поэтому сегодня довольно трудно определить точный возраст горгулий. Водостоки часто были сделаны из дерева — они разрушались и требовали демонтажа своих скульптурных деталей, что также не вносило никакой ясности в вопрос о дате появления горгулий на свет. С достаточной долей уверенности можно предположить, что первые горгульи (в их хрестоматийном варианте) появились к началу XII века.
В мире нет ни одной горгульи, которая была бы похожа на другую. На протяжении всего готического периода истории европейской культуры облик горгулий был весьма разнообразен. Первоначально они имели весьма скромные размеры, а в их внешности доминировали звериные черты. К XIII веку горгульи стали крупнее (до одного метра в длину) и человекообразнее. Четырнадцатый век ознаменовался для них увеличением числа мелких деталей — горгульи стали изящнее и легче, однако доля гротеска и карикатурности в таких скульптурах заметно возросла. В XV веке горгульи потеряли часть своего демонизма, компенсировав эту утрату общей выразительностью мимики и большим разнообразием поз. Эволюция готического стиля в искусстве привела к тому, что горгульи постепенно выходили за рамки религиозной тематики, и к XVI веку превратились в обычных каменных уродцев — отталкивающих, но уже почти не страшных для рядового обывателя.
Вопрос о реальном предназначении статуй горгулий до сих пор остается открытым, ведь, за исключением ряда бесспорных случаев, нельзя точно утверждать, действительно ли дождевая вода выливалась из их ртов.

Население средневековой Европы было преимущественно безграмотным, поэтому вполне возможно, что горгульи, наряду с другими скульптурными композициями, играли роль наглядного учебного пособия (своеобразные комиксы) по основам религии и мистицизма. Против этой теории говорят частые случаи установки горгулий на секулярных зданиях, а также то, что значительная высота готических соборов не позволяла людям разглядеть все богатство их наружного декора с земли.
Достаточно обоснованными кажутся и те предположения, согласно которым горгульи выполняли обязанности по защите дома от злых духов. Это может объяснить их редкостную уродливость — каменные истуканы либо отпугивали силы тьмы, либо заставляли их думать, что данное здание уже занято другими адскими тварями.
Кроме того, Фрэнсис Блай Бонд — английский архитектурный историк — высказывал мысль о том, что соборные горгульи могли быть своеобразными “слугами” церкви — дьявольскими созданиями, узревшими силу Господа и перешедшими на его сторону.
http://www.mirf.ru/