«Тайна катастрофы на Волге»

Телеканал СТБ

5 июня 1983 года на Волге, недалеко от Ульяновска, произошла катастрофа. Пассажирский теплоход "Александр Суворов" на полном ходу врезался в мост. В этот момент на верхней палубе, где располагалась танцплощадка, собралось много пассажиров. На той же палубе находился и кинозал, он также был переполнен. Перекрытие моста срезало всю верхнюю палубу и надстройку с людьми. Погибло более 300 человек.

Причина катастрофы была очевидна — нелепая ошибка, вследствие которой теплоход пошел в пролет, не предназначенный для прохода таких судов. В это время в рубке находился опытный штурман, который много раз ходил по этому маршруту. Почему произошла катастрофа, до сих пор никто не может дать определенный ответ. Существует несколько версий, о которых авторы документального фильма расскажут зрителям.

Смотрите фильм «Тайна катастрофы на Волге» во вторник, 11 декабря, в 07:15 на СТБ.


«АЛЕКСАНДР СУВОРОВ»

5 июня 1983 года советский теплоход налетел на мост через Волгу около города Ульяновска.

Теплоход «Александр Суворов», приписанный к Ростову, являлся флагманом Волго-Донского пароходства, его экипаж считался одним из лучших. Судно отличалось роскошью. Каюты его были прекрасно отделаны.

Во время злополучного рейса «Суворов» был перегружен. Помимо 330 пассажиров, на его борту находились 50 членов экипажа и 35 человек обслуживающего персонала. Были и люди, чьих имен не найти ни в одном туристическом списке. Это знакомые членов экипажа, родственники, которым надо было в Москву…

Что же все-таки произошло 5 июня?

Вечер был веселым. Во время ужина по громкой связи поздравили повариху с днем рождения. В ресторане раздались аплодисменты: на «Суворове» была отменная кухня. Потом объявили аукцион. Поэтому все сразу устремились в зал на верхней палубе — и не только ради аукциона: многим хотелось посмотреть по телевидению детектив «Возвращение «Святого Луки».

22 часа 45 минут. До моста — пять минут хода. Видимость ясная, хотя и сумерки. В рубке вахтенный штурман, он же старший помощник капитана Владимир Митенков, рядом с ним рулевой Уваров. Капитан Владимир Клейменов отдыхал в каюте: ему предстояла вахта ночью.

Мост, оборвавший столько жизней, в Ульяновске единственный. Длина — 2200 метров. Через этот мост проходит железная дорога через Волгу в Сибирь.

Некоторые пассажиры видели, как на мост на полной скорости влетел товарный состав, когда «Суворову» до него оставалось метров сто. Теплоход шел на предельной скорости — 25 километров в час.

Все шло обычно. Кроме одного — теплоход шел в шестой пролет моста, через который и суда меньших габаритов пройти не могли.

Береговая диспетчерская служба, увидев, что судно движется к шестому пролету, пришла в ужас и начала предупреждать по радио вахтенных на «Суворове». Никакого ответа не последовало. Диспетчеры, в отчаянии, успели пустить предупредительные ракеты, так как было ясно: остановить судно или заставить его хоть чуть отклониться уже невозможно.

Не сбавляя скорости, «Суворов» врезался в пролет… Удар теплохода искривил, разрушил рельсовый путь, и мост вышел из строя, прервав движение из европейской части страны на восток.

Многие из тех, кто оставался в каютах на нижних палубах, удара даже и не заметили — в точности, как на «Титанике», — в корпусе он отозвался глухим гулом. К тому же в репродукторах звучала музыка.

Этот тихий удар срезал, как лезвием, ходовую рубку и всю верхнюю палубу вместе с кинозалом, до отказа забитом людьми.

Тяжелый железнодорожный состав громыхал наверху. И, казалось бы, несильный удар, для некоторых оставшийся незамеченным, до такой степени потряс фермы моста, что вагоны опрокинулись, и вниз, на теплоход, посыпались уголь, бревна, зерно.

Теплоход остановился не сразу. Инерция скорости и огромная масса протащили его под мостом, и — еще метров триста после. И только потом «Суворов» замер на глади реки.

http://shipwreck-enc.info/