Законы нашего нового кино

Телеканал СТБ

Может показаться, что лента Андрея Толошного «Если ты меня слышишь» производства Film.UA, премьера которой состоялась на СТБ 25 ноября (20.00) не дает никаких оснований уделить ей хоть немного внимания. Это, безусловно, не шедевр и ни в коем случае не этапный фильм производителей отечественного тивимуви. Но если смотреть кино внимательно, то можно выделить несколько тенденций, типичных для производителей такого кино и окончательно сформированных. Ведь именно по таким законам снимается сегодня в Украине подавляющее большинство художественных лент.

Итак, начнем с первого — жанр. «Если ты меня слышишь» — мелодрама, жанр благодарный и наиболее безопасный. Здесь не надо ничего дополнительно придумывать и, что важнее, можно вложиться в наименьший из возможных бюджетов. Причем нынешняя мелодрама ориентирована в первую очередь на представителей, а если точнее — представительниц среднего класса и мещанок в хорошем понимании этого слова. Героиня фильма Лариса (Екатерина Редникова) — бизнесвумен. Хотя свой первый миллион она не заработала и еще не скоро заработает. Лариса, как и большинство жителей большого города, не столько работает, сколько «крутится» в туристическом бизнесе, забросив личную жизнь. Некая олигархическая структура принимает решение выкупить часть санаториев в Крыму, где Лариса уже успела устроить своих клиентов. Спасая бизнес, женщина летит в Крым. Там она чуть не тонет в море из-за собственной неосторожности, ее спасает суровый мускулистый мужчина Виктор (одна из последних ролей российского актера Александра Дедюшко). Мы уже знаем — ошибка авторов фильма! — что Виктор и является тем самым олигархом. После того как он спасает человека, чей бизнес, сам того не зная, поставил под угрозу, к тому же это привлекательная одинокая женщина, мы легко прогнозируем: они не просто будут вместе к финалу, но еще и бизнес свой Лариса спасет. Влюбленный бизнесмен пересмотрит как свои взгляды, так и свои контракты. Спокойная, ровная и сотни раз виденная история. Хоть нареканий не будет. Смотреть уже когда-то виденное сто первый раз — означает знать и признавать принципы массовой культуры, подразделением которой является мелодрама.

Второе — место действия. Крым как место, где разворачивается основная часть истории, очень подходит для украинского кинопроизводителя. Ведь на курортный полуостров вполне логично можно заслать гостей из Москвы, Липецка или вообще из далекого зарубежья. Тогда не возникнет лишних неудобных вопросов, например, почему герои украинского фильма — москвичи, как Лариса. В качестве контраргумента всегда прозвучит — но Крым ведь наш! Значит, действие происходит в украинских реалиях. И это логично. Крым ни с чем не спутаешь, и вдобавок натура для съемок выбрана прекрасно. А вот Москва, господа, подкачала. Так называемая «Москва» в фильме представлена офисом Ларисы, интерьером безымянного кафе и казино, которых в Киеве полно. За Подмосковье, куда в финале все основные действующие лица собираются на пикник, вполне удачно отдувается Киевщина. Итак, о Москве мы лишь слышим, зато Украину, в частности — Крым, видим во всем блеске. Таким образом, Москва для украинских кинопроизводителей — лишь безликое слово, некое существительное, собственное название, которое непременно надо формально употребить для того, чтобы в реальной Москве получить рынок основного сбыта готовой продукции. Кажется, что не наши работают на воображаемую Москву, а слово из шести букв «Москва» работает на наши нужды.

Третье — секс. На подобные вещи в Украине существует табу, нигде нормативно не закрепленное. Нежелательно также прибегать к сценам насилия, но здесь спасает упомянутый выше жанр: мелодрама предполагает минимум демонстрации физических возможностей сильных мужчин. Но это не должно выглядеть натурально и натуралистично. Например, слесарь Гоша в классической «Москва слезам не верит» один разбрасывает четырех уличных хулиганов, но эта сцена похожа не на потасовку до первой и второй крови, а минимум на балет. В «Если ты меня слышишь» Виктор тоже ограничивает демонстрацию своей физической силы, заехав по морде подлому Герману (Виталий Линецкий), бывшему любовнику Ларисы, который публично позорит ее и даже пытается ударить. Но если говорить об интимных отношениях и, собственно, о сексе, то он в фильме присутствует ярко, но незримо. Именно эти сцены можно считать находками сценариста и режиссера, хотя на первый взгляд ничего сексуального в них нет. Но есть разговор двух подружек о сбитых ночью коленях. Также дорогого стоит эпизод, в котором Лариса и ее таинственный спасатель Виктор играют в волейбол, перебрасывая мяч через сетку туда-сюда, никого вокруг не замечая, выглядит довольно откровенно, временами откровеннее и эротичнее банальной сцены в кровати. Еще один интимный момент — когда бизнесвумен, железная леди нашего времени Лариса старательно стирает в гостиничном номере, в раковине под краном, да еще и туалетным мылом мужскую рубашку. Ту самую, которую таинственный незнакомый спасатель набросил ей на плечи, вынув из воды. А потом молодая женщина разгуливает по номеру в этой мужской рубашке на голое тело. Красноречивей тоску по мужчине трудно продемонстрировать. Таким образом, де-юре не рекомендованный, а де-факто запрещенный секс наши киношники предлагают заменить, включив нашу фантазию, чего запретить нельзя.

Наконец, четвертое — социальные мотивы. Камнем преткновения для олигархов стал уникальный рукотворный парк в Крыму, который, согласно проекту, хотят уничтожить, построив на этом месте развлекательный комплекс. Знакомая тема? Не только знакомая, но и болезненная и актуальная. Поэтому когда влюбленный Виктор решает сохранить этот парк, он не находит понимания у партнеров, зато зрители мысленно ему аплодируют. Еще один момент — политкорректность: в одном из эпизодов в Ларисину фирму приходят два гомосексуала, требуя в гостиничный номер одну большую двуспальную кровать, и режиссер старается, чтобы их появление выглядело не смешным, а будничным. Здесь замечаем наглядную попытку быть лояльным ко всем общественным и социальным группам – все-таки это потенциальные зрители.

Из всего этого напрашивается лишь один вывод: на сегодняшний день в Украине уже поставили на поток производство малобюджетных мелодрам на своем материале, форма и содержание которых удовлетворяют значительную категорию потребителей как у нас, так и в России. Остается только наращивать мышцы и посматривать в сторону мужской аудитории. Что даст возможность освоить большие бюджеты.

Андрей Кокотюха, «Телекритика»