Юрий Гальцев: «Никто не верит, что у меня не было родственников-актеров»

Телеканал СТБ

О нем кто-то сказал: "Лицо клоунской национальности". И попал в самую десятку. Мне кажется, что точнее не скажешь. Юрий Гальцев — Клоун с большой буквы. У него есть редкий дар, необходимый для этой профессии: вызывать смех сквозь слезы.

Юрий Гальцев — всеобщий любимец, не только в России, откуда он родом, но и далеко за ее пределами — всюду, где обитает нынче русскоязычный люд.

Вы планируете гастроли с новым шоу, которое называется "Ну, возьмите меня". Этот номер — ваша визитная карточка. А как он родился?

Если мне не изменяет память, то мы с Леной Воробей его придумали во время гастролей в Америке. Случайно начали импровизировать, и получилась очень, как мне кажется, миленькая штучка. Потом возник "Возьмите меня" — 2, потом — 3 и так далее.

Этот номер — крик души чеховского "маленького человечка", которому тяжело и неловко просить за себя. Вы когда-нибудь чувствовали себя в шкуре вашего героя?

Иногда. И последний раз совсем недавно. Дело было так: наш знаменитый ленинградский режиссер Игорь Федорович Масленников, который снял и "Зимнюю вишню", и про Шерлока Холмса, вдруг неожиданно мне позвонил и сказал: "Юра, я снимаю по Островскому "Волки и овцы". Хочу тебя пригласить на одну из главных ролей". Я очень обрадовался, мне было приятно, что такой мастер меня помнит. До этого я снимался в двух его фильмах, но не в главных ролях. А тут — одна из главных ролей.

Идет время, а он мне больше не звонит. А остается неделя-полторы до съемок. И тогда я набираю его телефон, дабы спросить, сколько будет съемочных дней, как мне дальше строить свой рабочий график? А он мне: "Юрочка, я вас уже очень давно знаю. И вы хороший актер. Но вы работаете на эстраде, а это немножечко другое. Мне кажется, что это вам немножечко не подойдет". И мне стало так обидно, что через час или полтора я весь покрылся пятнами, так мне стало плохо от этого. Но я просто знаю себе цену, и знаю, какой я актер. И я позвонил ему и сказал: "Игорь Федорович, возьмите меня! Потому что вы не только не пожалеете, вы еще будете рады, что я у вас играю, потому что я сыграю это хорошо".

Он говорит: "Ты знаешь, я ждал этого звонка. Почему-то мне хотелось, чтобы ты именно так позвонил мне и сказал". И я снялся в этой роли, и считаю ее одной из своих самых интересных ролей. Ну, не самых, но, по крайней мере, мне не стыдно за эту роль.

Но это — редкий случай, что я просил за себя. Обычно — не подумайте, что ради красного словца, — но я люблю договариваться за кого-то. "Посмотрите того-то, сделайте тому-то приятное, обратите внимание на того-то". Мне это проще и приятнее, чем просить за себя.

Кто-то назвал вас "лицом клоунской национальности", вы извините меня за следующий вопрос: а как ваша "клоунская национальность" сочетается с "еврейской"?

Вы знаете, папа говорил, что еврейские корни есть в каком-то дальнем поколении. Но потом уже все перемешалось, и поэтому — нет. Но я думаю, что главное — это духовность. Это — жизненная позиция, простите за такие высокие слова. Главное — как ты вообще относишься к людям, твое "я", твой "стержень", твоя психология, твоя "физика". Это — прежде всего. А какой ты национальности, ей-богу, для меня это никакого значения не имеет.

О'кей. Если на врача, скажем, можно выучиться, то на клоуна, мне кажется, выучиться нельзя. Им надо родиться…

Я думаю, что и на врача тоже нельзя выучиться. Наверное, можно выучиться на шофера. Даже на пекаря. Но хорошим шеф-поваром ты не станешь, если в тебе этого нет! Должна быть в тебе какая-то изюминка. И она должна затем превратиться в кисть винограда. Если же этого не произошло…

Поверьте мне, есть хорошие актеры, которых мы прекрасно знаем и любим, но они очень хорошо работают "по бумаге". Дали им текст — они его выучили. Их поставили — они стоят. Им сказали прыгнуть — они прыгнули. И ни капли импровизации!

А есть такие актеры, которые просто светятся. Он весь — импровизация. Вот это — самое главное.

А верна ли в вашем случае поговорка "яблоко от яблони недалеко падает"? Откуда в вас актерство? Кто-то из вашей семьи имел к этому отношение?

Поговорка верна. Но у меня папа был заслуженный строитель Советского Союза. Мама работала во многих местах. И из родни, насколько я знаю, никто к актерству никакого отношения не имел. Но никто не верит, что у меня не было родственников-актеров.

Обычные люди не любят, когда над ними смеются, а вы это сделали своей профессией. А как вы относитесь к тому, что над вами смеются в жизни?

Действительно, когда я выхожу на эстраду, смеются все-таки не надо мной, а над моим персонажем. На моих спектаклях звучит не просто смех, а смех с какой-то философской начинкой. Потому что я не делаю юмор ради юмора. Смех, ведь он тоже разный бывает. А в жизни надо мной практически не смеются….

Вы знаете, я когда сам по себе иду по улице, меня даже не узнают. Вы не поверите — вообще не узнают на улице. Тем более после того, как я побрился наголо. Это было для знакомых шоком! А когда перед выходом из дома я надеваю еще очки, шапку — меня вообще узнать невозможно. И это кайфово…

Говорят, что клоуны, юмористы, в жизни серьезные люди, если не сказать грустные… Вы вписываетесь в это общее правило?

Я "в жизни" очень спокойный. Я даже больше лирик. Я сочиняю лирические песни. Я люблю читать прозу — классику очень люблю. Я люблю смотреть исторические фильмы. Я вообще от этих фильмов балдею. Я вот 20 раз смотрел "Отважное сердце", и 20 раз плакал. Понимаете? Мне трудно это объяснить. Я люблю хорошее. А если я вижу фальшь, вранье, то, какой бы актер там ни снимался, я не буду смотреть этот фильм.

Юморист сегодня — настоящий властитель дум. Как вы считаете, почему это так?

Я вообще не считаю, что это верно. Раньше это было, да. Райкин сказал!.. Но это было и время другое. Это было интересно, хлестко. А сейчас — "Комеди-клаб"… Хотя мне там некоторые ребята очень-очень нравятся.

Вы опередили мой следующий вопрос — есть ли у вас конкуренты на эстраде?Считаете ли вы конкурентами "Комеди-клаб"? И как вы к ним относитесь?

Я не считаю конкурентами вообще никого. Мне "Комеди-клаб" просто нравится. Мне безусловно нравятся Цекало с Гришковцом, с их новым спектаклем по Эдгару По, называется "По По". Я все-таки больше актер, и меня больше привлекает актерское искусство, а не эстрада. Еще и потому, что если на эстраде появляется новое лицо, я знаю, что очень скоро оно исчерпает свой потенциал. И завтра — исчезнет. И таких примеров очень много, как в эстраде, так и в шоу-бизнесе.

А как вы относитесь к телевизионным проектам, в которые приглашают звезд? Бывают ведь очень удачные. Вы бы не хотели принять в них участие?

Вы знаете, врать не буду, мне понравился проект "Звезды на льду". Я никогда не думал, что когда-нибудь буду смотреть фигурное катание, но смотрел. Мне очень понравилась Дапкунайте! Оказалось, она такой великолепный человек, такая жизнерадостная, веселая, с такой программой! Она вообще раскрылась для меня по-другому! Однажды нечто подобное произошло в моих отношениях с Адабашьяном. Я с ним был знаком и раньше, но когда мы с ним приехали во Францию на "Форт Баярд", и вдруг я услышал, как он говорит по-французски… Меня его владение французским языком повергло в шок. То есть я знал, что он талантливый режиссер, хороший актер, но что он так знает язык?! А он говорит: "Юра, я не только французский, я и английский…" Сейчас очень нравится проект "Бокс" — актеры боксируют. По крайней мере, необычно, и, по крайней мере, можешь дать в морду тому, кто тебе никогда не нравился.

А если бы вас позвали участвовать в таком проекте, вы бы согласились?

А я боюсь участвовать, потому что я боксом занимался. С моей стороны это было бы не очень честно, потому что я этому учился и знаю некоторые места и болевые точки.

Недавно прошел слух, что Михаил Задорнов уходит в большую политику. Как вы к этому относитесь? Не думали ли вы для себя о такой перспективе?

Все, что связано с политикой, для меня — запретная зона. Как в "Сталкере" Тарковского. Но туда я не хожу не потому, что я боюсь, а потому, что мне это неинтересно. Я такой человек, что если мне что неинтересно, то я туда никогда не пойду. Это как если бы мне сказали: "Ну как ты не можешь съесть четыре килограмма мяса? Это же легко! Тем более за это ты можешь выиграть миллион долларов". Я бы ответил: "Я не ем мяса, и мне миллионы не нужны". И вообще, я думаю, что когда актеры уходят в политику, то это или заказ, или игра. Это не от души.

Вы много времени проводите в гастролях. И наверное, тем приятнее возвращаться домой. Кто дома вас ждет? То есть из кого состоит ваша семья?

У меня жена — тоже актриса, она работает в Театре Ленсовета, Ирина Рокшина. На курсе Игоря Петровича Владимирова она была лучшей ученицей. А дочка еще пока учится в школе, но я бы очень хотел, чтобы она стала актрисой. Мне кажется, что она милое создание и очень доброе. Это самое главное. А остальное жизнь покажет, как там оно повернется.

Как зовут дочку?

Мария.

На эстраде вы просто трудяга. У вас много наград, но какая из них для вас самая дорогая?

Ой, мне правда, трудно сказать. Они по-своему все хороши. Но, наверное, это Гран-при Всероссийского конкурса артистов эстрады 1999 года. Тогда в нем открылись все наши звезды, которых вы все знаете, — и Галкин, и Пономаренко, и Андрей Данилко, и Ветров, и Воробей…

Смотрите на телеканале СТБ в пятницу, 26 октября, в 19:55 концерт Ю.Гальцева и Г.Ветрова «Весёлые картинки».

По материалам www.mignews.com.ua