АУП: СТБ и НТН дают наиболее сбалансированные новости

Телеканал СТБ

Досрочные выборы в Верховную Раду стали основной темой программ новостей в августе-сентябре 2007 года. Об этом свидетельствуют данные очередного мониторинга Академии украинской прессы (АУП), изучавшей доступ к электронным и печатным медиа политсил парламентской кампании 2007 года. Контент-анализ новостей и рекламы проходил на 10 ведущих украинских каналах: Первый национальный, «1+1», «Интер», СТБ, Новый канал, 5 канал, ICTV, ТОНИС, НТН, телеканал «Украина». Презентация исследования состоялась 26 сентября в УНИАНе на пресс-конференции «Место и роль СМИ в избирательных стратегиях политических партий и блоков кампании 2007 года».

Президент АУП Валерий Иванов сообщил, что на протяжении двух последних месяцев возросло количество политических новостей. Традиционно больше всего внимания политическим событиям уделяют СТБ и НТН. Доля сообщений с двумя точками зрения в августе составила 16%, вдвое большая она на СТБ (33%), на НТН — 22%, на Первом национальном канале — 21%.

С развитием предвыборной кампании уменьшается доля сообщений с комментариями политиков, вместе с тем больше говорят граждане. Лидерами здесь снова являются НТН и СТБ.

Сохраняется тенденция в СМИ больше внимания уделять политическим персонам, а не партиям. На фоне общего уменьшения внимания к политическим институтам в новостях чаще всего упоминаются Президент (16%), Кабмин, Верховная Рада и силовые ведомства (15%). В ироническом и отрицательном контексте в новостях августа чаще всего говорилось о местных органах самоуправления и Президенте (по 26%). С приближением выборов политики получают меньше положительных оценок. Чаще всего в сомнительном и отрицательном контекстах упоминаются Николай Рудьковский (34%), Виктор Балога (33%) и Виктор Янукович (27%).

Остается приоритет внимания новостей к представителям «НУ-НС» (37%). А по синхронам, как и в предвыборных кампаниях 2004-го и 2006 годов, дисбаланс складывается в пользу партии власти (33%). Преимущество Партии регионов отдают НТН, «Интер», телеканал «Украина».

Относительно рекламной стратегии, то в рекламных роликах огромная доля сообщений с присутствием лидеров и антирекламы. Почти не предоставляется информация о программах и идеях партии. «Это признак стран третьего мира», — отметил Валерий Иванов. Среди политических ценностей чаще всего упоминаются Украина (38%), радикальные изменения (27%) и экономический рост (22%).

«Пиар-службы партий поделили между собой газеты и телеканалы», — заявил на пресс-конференции глава оргкомитета Всеукраинского форума медиадиалога Сергей Лихоманенко. Так, БЮТ наиболее эффективно организовал политический пиар на телевидении, реализовав лучший проект в сотрудничестве с «1+1», и в печатных СМИ — с газетой «Сельские вести» (ответственный Богдан Губский). К пиар-проектам Партии регионов наиболее лояльно отнеслись телеканалы НТН, «Интер», а также «Украинское радио» (ответственная Елена Бондаренко). «НУ-НС» получил благосклонность ICTV и газеты «Украина молодая» (ответственный Александр Семирядченко). Исследования, презентованное Сергеем Лихоманенко, было осуществлено аналитическим бюро «Медиагностика» при поддержке партнеров АУП и мониторингового агентства «Интермедиаком».

Валерий Иванов пожалел журналистов, вынужденных, по его словам, из пальца высасывать информповоды. Журналисты практически всех изданий склонны к перенесению своих политических симпатий в материалы, заявил он. Это активно используется пресс-службами политических партий и блоков в работе по построению политической коммуникации.

«Вообще, эти выборы я считаю выборами “джинсы”», — сказал он. Сергей Лихоманенко отметил большой профессионализм пиар-служб БЮТ и Партии регионов в формировании информповодов.

На вопрос «Телекритики», каким образом нужно бороться с «джинсой» в Украине, Валерий Иванов ответил, что это в первую очередь дело государства, которое недополучает налоги из средств, уплаченных черным налом.

Светлана Остапа, «Телекритика»