О фильме «История с ожерельем»

Телеканал СТБ

Папа маленькой Жанны Валуа, чей род восходит к королям, позволил себе непозволительную роскошь обличать монархию и говорить, что бедные — не такие уж плохие. Это было откровенное нахальство с его стороны, потому что сам он, как представитель благородного рода, жил в роскоши и довольстве, так что неудивительно, что монархия некоторым образом за себя оскорбилась. А оскорбившись, отомстила. И у папы маленькой Жанны отобрали дворец, все имущество, ну и заодно и жизнь, чтобы он больше не позволял себе позволять такие непозволительные крамолы (не знаю, как вы, а я эту фразу считаю просто шедевром)! Мама Жанны тоже не вынесла монаршей немилости в виде гибели папы, поэтому ее участью стала все та же хладная могила. И осталась Жанна — одна одинешенька. Лишенная титула, а главное — фамильного замка.
Это введение. Выведение заключается в следующем: Жанна на могиле папы и мамы дала страшную клятву вернуть фамильный замок во что бы то ни стало!
Сначала детка идет вполне закономерным путем: пишет массу прошений, пытается каким-то образом попасть на прием к министру титулов и королеве — но все тщетно! Монархия решила в корень извести род Валуа — негодяев, посмевших выступить, хоть и пассивно, против монархии, — поэтому малютка Жанна может хоть до умопомрачения шататься по приемным и выделывать всякие кундштюки (например, как-то раз она притворно упала в обморок прямо под ноги королеве, сжимая в ручке свернутую бумагу с прошением) — ничего у нее не выйдет. По мнению монархии, девушке следовало быть менее настырной и не пытаться восстановить неугодное Сенату и народу Рима имя. Ей бы, например, стать какой-нибудь вышивальщицей, либо же гризеткой, может быть, консьержкой, либо же — шоколадницей…
Но Жанна (Хилари Суонк) — не такая! В ее жилах бегут кровяные тельца неистовых Валуа, чьим девизом был старинный клич: "Не все то заяц, что носится по полю", поэтому она решила пойти другим путем…
Разумеется, одной девушке не справиться. Времена, как вы понимаете, были суровые, поэтому Жанна нуждалась в некотором руководстве. Правда, у нее на момент активного восстановления справедливости уже был муж — граф Николас де ла Мотт (Эдриен Броди), однако малютка Жанна вышла за него исключительно по расчету — ради титула и положения в обществе, — поэтому от мужа было мало проку. Кстати, какой при этом замужестве был расчет у самого красавца графа, обожавшего интрижки с актрисками, — история умалчивает.
Активную руководящую и направляющую роль Жанна нашла в лице и еще некоторых других частях тела жиголо Рито де Вилетт (Саймон Бейкер), у которого было тяжелое детство: отец — алкоголик, мать — проститутка, поэтому Рито отлично ориентируется во всех хитросплетениях самого дна парижского высшего общества.
Перед Жанной — светлая цель: восстановить свое доброе имя, а главное — вернуть себе родовой замок. Цель, как вы понимаете, чистая и благородная, поэтому нет таких грязных способов, которые нельзя было бы использовать для ее достижения. Жанна решилась на весьма своеобразную авантюру, связанную с неким бриллиантовым ожерельем…
Это потрясающее по красоте и стоимости украшение было изготовлено придворными ювелирами для любовницы короля Людовика XV, однако тетку отлучили от двора, и ожерелье осталось невыкупленным, принеся ювелирам кошмарные убытки. Они попытались было предложить ожерелье королеве, но та была оскорблена тем, что ожерелье изначально предназначалось не ей, а какой-то любовнице, поэтому отказалась выкупить украшение…
И вот тут Жанна решила сделать следующее: она от имени королевы, с помощью подделанных писем, предложила кардиналу Луи де Роану (Джонатан Прайс) выступить гарантом приобретения этого ожерелья. Расчет был простой. Кардинал выкупит ожерелье, Жанна возьмется передать украшение королеве и присвоит его. Королева, разумеется, не заплатит, а кардинал не станет протестовать, чтобы не быть замешанным в скандале, затрагивающем высокородных особ. Кроме того, кардинал надеется, что королева сделает его, как Ришелье, премьер-министром, и Жанна ловко на этом играет. У кардинала есть свое доверенное лицо — граф Калиостро (Кристофер Уокен), который поначалу Жанне сильно мешает, но девушка нашла способ и его склонить к сотрудничеству с ней.
Вот таким образом и начинается эта хитрая и сложная интрига, которая в конечном итоге — по мнению создателей фильма — привела к французской революции и обезглавливанию царственных особ.
***
Моя тетушка очень давно придумала свое определение душещипательным мелодрамам из богатой жизни. Она их назвала: "Любовь в богатом доме с хорошим концом". И, несмотря на то, что определение, быть может, звучит несколько двусмысленно, я считаю его крайне удачным. В данном случае мы как раз и имеем "Любовь в богатом доме с хорошим концом". Правда, с небольшим уклоном в высокий штиль, пафосные чувства и трагическое негодование распущенностью высшего света.
Впрочем, все эти высокие штили не стоят выеденного яйца. Конечно, было слегка обидно за малютку Жанну, когда ее папашу немного убили, а родовое гнездо разворошили, однако дальнейшее поведение девчушки вряд ли должно было стать эталоном для правильных девочек и мальчиков. Поэтому учиться у нее нечему! Морали в этой истории нет никакой! Даже хотя бы моей любимой "спички — детям не игрушка". Потому что Жанна, если хорошенько подумать, редкостная мерзавка.
Ну да, враги, конечно, сожгли родную хату и все такое, но девчушка попросту сперла ожерелье стоимостью в миллион французских долларов тех времен, при этом со страшной силой подставив: своего любовника Рито (он очень здорово пострадал), мужа Николаса (правда, он внакладе не остался, но был вынужден бежать из Франции), кардинала де Роана (его святейшество еле-еле выпутался после этой совершенно колоссальной подставы, но стал полнейшим импотентом, а ведь раньше был мужик — ого-го какой кардинал!), ну и королеву заодно, которой просто-напросто отсекли голову.
Конечно, кардинал тоже был не подарок. Де Роан, что называется, был обуреваем страстями, а фраза "помолимся вместе" в его устах означала обычный минет, то есть молиться следовало кардиналу, а не его Верховному патрону. Да и наставление на путь истинный своих прихожанок де Роан производил тоже вовсе не с помощью святого елея, а совсем, как вы понимаете, даже наоборот. Но это были его проблемы! Тем более что прихожанки оставались вполне довольны, ведь де Роан — всем кардиналам кардинал! Прихожанки считали, что через него на них исходила божья благодать. Впрочем, почти так оно и было. Так что не очень понятно, с какой стати Жанна так жестоко поступила с этим, безусловно, достойным человеком. Да и королева пострадала совершенно напрасно! Однако хватит углубляться в пучины сюжета. Поговорим по существу…
Сюжетик, прямо скажем, сначала сплошная драма, затем, когда Жанна встречается с Рито, практически комедия, после этого — запутанный детектив, а напоследок — слезливая мелодрама. Утверждается, что это все поставлено по реальным событиям. В общем, так оно и есть, потому что какая-то история с ожерельем в те времена действительно имела место быть, но по более-менее достоверным данным выкрасть ожерелье решил авантюрист граф Калиостро, а графиня Жанна де ла Мотт-Валуа ему просто помогала. Авантюра была раскрыта, Калиостро арестовали и выслали из Франции. Что сталось с Жанной — вроде точно не известно. По некоторым сведениями она оказалась в Англии и написала книгу о своей жизни. Но уж точно ожерелье не вызывало декапитацию (очень модное слово) королевской семьи и не разбудило, подобно истории с декабристами и Герценом, французскую революцию.
Впрочем, поставлено это все, врать не буду, довольно пристойно. Основные претензии все больше к сюжету и общей направленности всего фильма, а не к постановке. Костюмы и декорации — безусловно, очень хороши (кстати, фильм как раз и выдвигался на Оскара за костюмы). Актеры тоже играют очень и очень неплохо. Не понравилась мне только главная героиня — Хилари Суонк, — а вот все остальные вполне заслуживают того, чтобы посмотреть на их игру. Рито в исполнении Саймона Бейкера — очаровашка, старательно пытающийся быть мерзавцем. Мил, приятен, симпатичен и убедителен. В других фильмах (в частности, в "Секретах Лос-Анджелеса" и в "Красной планете") он мне совершенно не запомнился, а здесь… Весьма хорош Эдриен Броди в роли мужа Жанны. Эдакий парижский хлыщ, коварный соблазнитель, подлый негодяй. Классно сыграно, типаж — совершенно убедительный, однако при этом не лишенный довольно симпатичных черт. Вот все-таки люблю я, когда подлые соблазнители хорошо выглядят на экране. Уж и не знаю, откуда это во мне.

Но главные комплименты, конечно, Джонатану Прайсу — кардиналу де Роану! Вот где величие порока! Вот где кипение страстей, вот где низость высот в самом широкомасштабном смысле! Прайс — актер универсальный. Он с одинаковой достоверностью играет как очень наивных юношей, стремящихся к торжеству справедливости, так и высокородных негодяев. Данная роль — просто шедевр! Я был очень впечатлен и рекомендовал бы посмотреть картину хотя бы только из-за него! А если учесть, что Бейкер и Броди весьма удачно дополняют актерский ансамбль, лишнюю изюминку которому добавляет всегда интересный Кристофер Уокен, становится понятно, что актеры — это главное, что есть в фильме!
Резюмирую. Постановка — неплохая, работа художников и декораторов — весьма на уровне. Актерский ансамбль, если не считать не слишком удачную главную героиню, на очень высоком уровне. Как минимум ради этого я бы даже рекомендовал посмотреть этот фильм!
Фильм «История с ожерельем» смотрите в это воскресенье в вечернем эфире СТБ.
Алекс Экслер, http://exler.ru/films/20-06-2002.htm