Сергей Буковский: ”Спилберг поддержал наш киноязык…”

Телеканал СТБ

Документальный фильм «Назови свое имя по буквам» произвел поистине неизгладимое впечатление на зрителей. Снимал картину украинский режиссер Сергей Буковский, недавно удостоенный звания «Человек года — 2006» в номинации «деятель искусства». Как же все происходило?..

— В марте 2005 года в Киев приехал продюсер Марк Эдвардс, чтобы познакомиться с нашими режиссерами-документалистами. Такое условие поставил Стивен Спилберг: фильм должен сделать украинский режиссер, живущий в Украине… Не мог и предположить, что займусь этим проектом. Работал тогда на СТБ, встретились с Марком… Поболтали…

— Прежде занимались данной темой?

— В фильме «Война: украинский счет» мы касались темы Бабьего Яра… Эдвардс как раз и посмотрел одну из серий этого фильма и еще мой фильм «Завтра праздник», встретился с другими режиссерами… и уехал. Я и думать забыл об этом, как вдруг в начале сентября — звонок: «Не хотите ли приехать в Лос-Анджелес работать?» А 26 сентября мы уже сидели на студии Universal в Фонде «Shoah» (в переводе с иврита — «катастрофа»), и началась работа над фильмом. Все произошло как-то очень быстро…

— Что было самым тяжелым в данной картине?

-В каждом периоде были свои сложности. В течение месяца каждый день с 9 утра до 7 вечера мы смотрели свидетельства. За свою жизнь я видел и слышал много исповедей. Но здесь все было настолько концентрировано… Ведь материал нужно не просто слушать и смотреть, с ним нужно было работать, что-то отбирать для фильма, что-то — отклонять. Но это был не просто рабочий материал, это были живые люди — мы общались, у нас были свои симпатии, любимые герои… Говорили их словами, обсуждали их поступки, будто это наши соседи или друзья. Привезли в Киев 60 интервью и смотрели их дома, отбирая для фильма. Потом встретились с теми из наших героев, кто смог приехать на премьеру. Мы не знакомились с ними, а именно встретились, как это бывает с родственниками или друзьями…

Приступая к работе, сразу для себя решили отказаться от использования кинохроники. Главная причина — стремление уйти от прямолинейной логики. Чтобы за фразой: «В Киев вошли немцы» — не следовали соответствующие хроникальные кадры. Раз так, нужно было придумать, как подать материал. Поэтому картина и создавалась на стыке документального и игрового кино, что я люблю больше всего.

На завершающем этапе возникли, скорее, не сложности, а вопросы: ведь американская ментальность отличается от нашей… К счастью, все ограничилось дополнительными вкраплениями пояснительного текста и титров для аудитории, не знающей нашей страны, ситуации, традиций.

— Например?..

— Надоело об этом, но… К примеру, пришлось пояснять, что золотые зубы, о которых говорит один из наших героев, не указывают на национальную принадлежность людей. Пришлось пояснять и некоторые сюжетные детали праздника Маланки…

Надо сказать, что сотрудники Фонда «Shoah» очень внимательно выслушали и пытались понять все наши аргументы. В итоге такой «диалог культур» закончился полным взаимопониманием. В общем, это были для нас уроки терпимости и, если хотите, умения вести дискуссию… В конце концов и Виктор Пинчук, сопродюсер картины, согласился с нашей концепцией, хотя у него было свое видение фильма.

— Вам довелось работать непосредственно со Спилбергом?

— Мы познакомились за пару часов до премьеры. Как основатель фонда «Shoah», Стивен Спилберг занимается стратегическими, глобальными задачами, а в текущую работу фонда не вмешивается.

— Неужели продюсер увидел фильм уже в Киеве?!

— Нет, конечно! Спилбергу передали диск, он посмотрел и проанализировал фильм от первого кадра до последнего. Он принял и наше видение темы, и образный ряд фильма.

Вы знаете, для меня и сама оценка Спилберга важна, и не менее ценна его поддержка такого кино, которое сегодня все менее популярно. Спилберг поддержал наш киноязык — вот главный киноитог этой работы! А вообще говоря, Стивен Спилберг — человек чрезвычайно внимательный, проницательный и любознательный. Плюс очень доброжелательный и открытый, несмотря на безумную занятость: ведь он действующий режиссер, у которого вдобавок работает масса бизнес-структур. А его энергии можно лишь позавидовать.

— Когда познакомились с другим продюсером — Виктором Пинчуком?

— Виделись трижды: в самом начале работы над фильмом (вернее, во время утверждения сценарной концепции), в середине — на совещании с представителями фонда «Shoah», и за день до премьеры — у него дома. На премьере познакомился и с его родителями. Они — милые и интеллигентные люди.

— И традиционный вопрос — чем занимаетесь сейчас?

— 22 марта был последний съемочный день. Это будет двухсерийный телевизионный фильм (по жанру – этакий романтический детектив), который создается на студии «Медиа Стар». Я с радостью принял предложение продюсера Юрия Минзянова поработать в игровом кино. И нисколько об этом не жалею. Самому интересно, что из данной затеи получится!

Тимур Литовченко, специально для ”Другой Стороны