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
Большая премьера — «Назови свое имя по буквам» | Телеканал СТБ
PHNjcmlwdCBkYXRhLW91dHN0cmVhbS1pZD0iMTI0OSINCmRhdGEtb3V0c3RyZWFtLWZvcm1hdD0iZnVsbHNjcmVlbiIgZGF0YS1vdXRzdHJlYW0tc2l0ZV9pZD0iU1RCX0Z1bGxzY3JlZW4iIGRhdGEtb3V0c3RyZWFtLWNvbnRlbnRfaWQ9InN0Yi51YSIgc3JjPSIvL3BsYXllci52ZXJ0YW1lZGlhLmNvbS9vdXRzdHJlYW0tdW5pdC8yLjAxL291dHN0cmVhbS11bml0Lm1pbi5qcyI+PC9zY3JpcHQ+

Большая премьера — «Назови свое имя по буквам»

Телеканал СТБ

8 мая в 22:25 на канале СТБ большая телевизионная премьера – документальный фильм о геноциде украинских евреев в годы Второй мировой войны «Назови свое имя по буквам». Назвав имена создателей картины, можно во многом объяснить «величину» этого телепоказа: продюсеры фильма — Стивен Спилберг и Виктор Пинчук, режиссер – Сергей Буковский.

Всего полгода назад все они собрались в Киеве, чтобы презентовать свое творение перед украинской аудиторией. Тогда это событие было настолько громким, что собрало практически весь политический и культурный бомонд столицы и стало одной из главных тем дня для всех центральных СМИ. Что и говорить – ведь специально на премьеру в Украину впервые приехал сам Стивен Спилберг – «оскароносный» создатель таких мировых кинохитов, как "Челюсти", "Трилогия об Индиане Джонсе", "Парк юрского периода", "Список Шиндлера", "Спасти рядового Райана" и "Терминал".

Именно с него – Стивена Спилберга – и началась вся эта затея… После завершения своего фильма «Список Шиндлера», рассказывающей о геноциде польских евреев во время Второй мировой, Спилберг решил лично взяться за сбор свидетельств о холокосте (на иврите "шоа"). За несколько лет был создан крупнейший мировой видеоархив: в Фонде шоа Университета Южной Калифорнии хранятся более 52 тысяч многочасовых интервью тех, кто чудом выжил, и тех, кто спасал евреев от нацистского геноцида. Невероятные судьбы, драгоценный документальный материал, в том числе три с половиной тысячи исповедей жителей Украины.

Таким уникальным документальным материалом заинтересовался украинский бизнесмен и меценат Виктор Пинчук. Именно ему принадлежит идея создания фильма «Назови свое имя по буквам». По его словам, впервые он задумался об этом в 2004 году, когда смотрел фильм «Пианист» Романа Поланского. «Я сравнивал этот фильм со «Списком Шиндлера» — «Пианист» проигрывал, — делился Виктор Пинчук с журналистами. — А к концу фильма меня осенило: мы должны рассказать миру о Бабьем Яре, и сделать это может только Спилберг». Встретиться им лично удалось лишь год спустя.

При выборе режиссера для фильма для продюсеров Спилберга и Пинчука было главным как его профессиональная репутация, так и личная заинтересованность военной темой. До этого подобные кинопроекты были реализованы во многих странах мира и к работе над ними привлекались не просто маститые мастера, но и режиссеры мирового класса. В Польше, к примеру, над таким фильмом работал Анджей Вайда, в России – Павел Чухрай, в Венгрии – Янош Сас. Всего было снято десять лент.

Работать над картиной «Назови свое имя по буквам» предложили Сергею Буковскому – самому известному украинскому документалисту. В 2004 году талантливый режиссер получил Национальную премию им. Тараса Шевченко за девятисерийный фильм "Война. Украинский счет". Теперь, образно говоря, ему представилась возможность дополнить "украинский счет" "еврейским".

В распоряжении режиссера был только ряд визуально однотипных монологов: попросту говоря, говорящая голова человека, который, сидя перед камерой, делиться своими воспоминаниями. Сергей Буковский придумал немало приемов, как сделать фильм содержательнее и зрелищнее. При этом режиссер старался избегать таких стандартных способов, как полуигровая реконструкция событий и закадровые комментарии.

Он предложил путешествие. Путешествие в прошлое, отправной точкой которого является настоящее. Буковский постоянно напоминает зрителям: да, это запись, это архивная съемка, на которую смотрим мы, люди уже ХХI века, отдаленные во времени. Но его еще интересует и то, как мы на это смотрим.

Именно поэтому Буковский в первую очередь рассказывает о себе. О своем дворе, о своей школе, о тетке-молочнице, которая всегда стояла на углу улицы, о старой голубятне, а также о том путешествии в почти исчезнувший мир, которое он пытается совершить, но тщетно, потому что старые дома оказались пустыми, а надгробья давно сравнялись с землей.

На экране появляются будничные городские пейзажи, интерьер теперешнего киевского вокзала. Эти образы современности проходят пунктиром через весь фильм, деликатно прерывая свидетельства очевидцев. При этом в отдельных нюансах, штрихах возобновляется связь между нашей эпохой и временем трагедии.

Создатели фильма акцентируют внимание на том, что в Украине захоронено около четверти всех погибших евреев Европы – а это около полтора миллиона человек. Более того, здесь нацистами было создано наибольшее количество гетто.

Трагедию еврейского народа автор подает не только через уста тех, кто пережил эти страшные дни, но и через мировосприятие трех студенток, которые вместе с Сергеем Буковским расшифровывали свидетельства очевидцев геноцида. Алена, Женя и Марина. Современное поколение не только расшифровывали интервью – с их помощью современное поколение, неотягощенное такими воспоминаниями и даже пониманием всей глубины этой трагедии, будто оглянулись на те события.

Особо впечатляет финал фильма, который является резким контрастом к остальной его части. После верхнего плана эпицентра трагедии – Бабьего Яра – яркий, шумный эпизод с проходкой камеры по интерьерам подземной станции метро, построенной прямо на месте массового расстрела. Так современные реалии буквально вламываются в утонченное и скорбное повествование Буковского. Это соединение создает настоящее потрясение: с безразличным отношением к памяти, с бесконтрольностью застройщиков исчезает и территория человечности как таковой.

Забыть это – все равно, что забыть свое имя. И даже саму способность именовать что-либо.

Фильм Буковского о необходимости уважения и бережного отношения к исторической памяти. Изысканная попытка не допустить тотальной безымянности… Накануне Дня Победы это приобретает особый смысл.

Телевизионная премьера фильма «Назови свое имя по буквам» — во вторник 8 мая в 22:25 на СТБ.

Марина Капчинская